Методические рекомендации по организации нравственно - патриотического воспитания дошкольника

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Салиева Фирдауса Зарифулловна

Организация: МБДОУ «Алтынчеч»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Буинск

Одна из важнейших задач современного общества- нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

         Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Это  и  любовь  к  родным  местам, и  гордость  за  свой  народ, и  ощущение своей  неразрывности  с  окружающим  миром, и  желание      сохранять  и  приумножить  богатство  своей  страны.    

         Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это – корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.

          Немалое  значение  для  воспитания  у  детей  интереса  и  любви  к  родному  краю  имеет  ближайшее окружение. Постепенно  ребёнок  знакомится  с  детским  садом, своей  улицей, городом, а  затем  и  со  страной, её  столицей  и  символами.

         Задачи педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природу и мир животных дома, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Начиная работы по воспитанию к любви к родному краю, педагог сам должен хорошо его знать, продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное, так как любой край, деревня, город славны своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.

           В  нравственно-патриотическом  воспитании  огромное  значение

имеет пример  взрослых,  особенно   близких  людей. На  конкретных  фактах

из  жизни  старших  членов  семьи  необходимо  привить  детям  такие

понятия, как, «долг  перед  Родиной», «любовь к  Отечеству», «ненависть  к  врагу», «трудовой  подвиг». Важно подвести  ребенка  к  пониманию, что  Родина  помнит  и  чтит  своих  героев, отдавших  жизнь  за  счастье  людей, их  имена  увековечены  в  названиях  городов, улиц, площадей, в  их  честь  воздвигнуты   памятники.

           Продолжением  данной  работы  является  знакомство  детей  с  другими  городами  России, со  столицей  нашей  Родины, с  гимном, флагом  и  гербом  государства.

         Воспитывая  у  детей  любовь  к  родному  городу, необходимо  подвести  их  к  пониманию, что  их  город - частица  Родины, что  во  всех  местах, больших  и  маленьких, есть  много  общего:

         - повсюду  люди  трудятся  для  всех (учителя  учат  детей; врачи  лечат  больных; рабочие  делают  машины  и  т. д.);                                

         - везде  соблюдаются  традиции: Родина  помнит  героев, защитивших  её  от  врагов;

          -  повсюду  живут  люди  разных  национальностей, совместно  трудятся  и  помогают  друг  другу;

          -  люди  берегут  и  охраняют  природу;

          -  есть  общие  профессиональные  и  общественные  праздники  и  т. д.

         Решая  задачи  нравственно- патриотического  воспитания, каждый  педагог  должен  строить  свою  работу  в  соответствии  местными  условиями  и  особенностями  детей, учитывая  следующие  принципы:

         - «позитивный  центризм» (отбор  знаний, наиболее  актуальных  для  ребёнка  данного  возраста);

         - непрерывность  и  преемственность  педагогического  процесса;

          - дифференцированный  подход  к  каждому  ребёнку, максимальный  учёт  его  психологических  особенностей, возможностей  и  интересов;

          - рациональное  сочетание  разных  видов  деятельности, адекватный  возрасту  баланс  интеллектуальных, эмоциональных  и  двигательных  нагрузок;

           -   деятельностный  подход;

           - развивающий  характер  обучения, основанный  на  детской  активности.

          Планирование  данной  работы  наиболее  целесообразно  по  следующим  темам: «Моя  семья», « Мой  детский  сад», « Моя  улица». Работа  по  каждой  теме  должна  включать  занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную  деятельность  детей,  по  некоторым  темам - праздники.

         Дошкольное  детство -  период  начальной  социализации  ребёнка. Формирование  у  детей  нравственных  чувств,  таких  как  патриотизм, возможно  и  через  организацию  специально, разработанных  сюжетных  занятий  и  подвижных  игр.

           Для  развития  патриотических  чувств  у  детей  дошкольного  возраста    можно  использовать  игры  в «военных», сюжетные  занятия  из  серии «разведчики», которые  вызывают  желание  подражать  волнам, быть  выносливыми, смелыми, готовыми  всегда  прийти  на  помощь  товарищу.                

            Серьёзную  помощь  в  патриотическом  воспитании  может  оказать  музыка. Особая  тема  бесед  на  музыкальных  занятиях - тема  Родины. Некоторые  музыкальные  произведения  помогают  воспитывать  у  детей  интерес  к  армии, вызывают  чувство  восхищения  героями, желание  подражать  им, знакомят  с  военной  службой  в  мирное  время, формируют  представления  о  воинском  долге.

           Основной формой  нравственно-патриотического  воспитания  детей  являются  тематические  занятия. Важно, чтобы  они  повышали  детскую  мыслительную  активность. Этому  помогают приемы  сравнения  (труд  в колхозе  раньше  и  теперь,  счеты  и  компьютеры  и  т.д.), вопросы,  индивидуальные  задания. Нужно  приучать  детей  самостоятельно  анализировать  увиденное, делать  обобщения, выводы. Можно  предложить  найти  ответ  в  иллюстрациях, спросить  у  родителей.

          Одна  из  основных  методов  работ- экскурсии  и  целевые  прогулки, во  время  которых  дети  узнают  больше  о  своём  микрорайоне, учатся  видеть  изменения, происходящие  вокруг. После  экскурсии  или  прогулки  проводятся  беседы, которые  формируют  положительное  эмоциональное  отношение  к  тому, что  дети  увидели.

            В  воспитании  у  детей  любви  к  родным местам, формировании  уважения  и  интереса  к  людям  других  национальностей  большую  роль  играют  праздники  и  развлечения.         

 

  Литература

1. Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем» (Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). М. : «Просвещение», 2005г.

2. Гризик Т. И. «В мире слов» (Пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7лет). М. : Просвещение, 2006.

3. Ушакова О. С, Гавруш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». М. : «Творческий центр», 2010г.

4. А. Ветохина. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Издательство «Детство», 2010 г.

5. М.Маханева. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» . Методические рекомендации. Издательство «Сфера», 2009 г.

6. М.Новицкая. «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе», Издательство «Дрофа», 2010

 

Интернет - ресурсы

 

1. http:// www.maaam.ru

2. www.ozon.ru

3. http:// nsportal.ru

4. http://doshvozrast.ru

Опубликовано: 19.05.2015