Влияние общения в семье на формирование речи ребенка

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Филякина Ольга Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»

Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки

Речь является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления. Овладение речью – это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определённого уровня развития.

Однако без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.

Именно с близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. 

Семья оказывает огромное влияние на развитие языка ребенка. 

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования. 

Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка. 

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. 

Морально-психологический климат семьи — это школа отношений с людьми. 

Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. 

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Более того, в жизнь многих детей, начиная с первых лет жизни, прочно входят компьютер, телевизор. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Однако, это «безопасное» занятие таит в себе серьёзные опасности. И одно из них – отставание в развитии речи. Таковы основные неблагоприятные факторы влияния семейного общения на уровень развития речи детей: дефицит общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения в силу скудости интеллектуальной и эмоциональной жизни семьи, неограниченный просмотр телевизора. 

Даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Общение было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. 

Семья дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем.

Семейное воспитание весьма результативно, т. к. осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности. 

В семье для дошкольника необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. 

Роль семьи в речевом развитии ребенка значима; что все усилия воспитателей без помощи родителей недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Хорошего результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей и логопедов. Для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязано — решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения. 

Правильное содействие развитию речи ребенка – это самое ценное, что родители могут предложить ребенку. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать  хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза. Чаще  хвалите  ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный  настрой – залог  успеха.

Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей! 

 

 

Литература

  1. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). – М.: Знание, 1983. - 96 с.
  2. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Сов. Россия, 1979. – 192 с.
  3. Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Просвещение, 1985. – 251с.
  4. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. – 182с.
  5. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Педагогика, 1978. – 169с.
  6. Тихеева Е. И. Развитие речи ребенка. – М.: Просвещение, 1972. – 120с.
  7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- М.: Владос , 2004 – 288 с.
Опубликовано: 04.12.2016