Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста через игры с водой

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Садовникова Татьяна Яковлевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 29»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Саров

Ранний возраст – это период активного познания окружающего. Известно, что сенсорное воспитание служит основой познания   мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.  Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, внимания.

Оно дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, на развитие зрительной, моторной, образной и др. видов памяти.

Ощущения и восприятия являются первоначальными источниками наших знаний о внешнем мире. Через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние) информация о предметах и явлениях окружающего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в мире.

Умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, особенно двигательной и ручной. Особая роль в этом процессе принадлежит руке. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» - утверждала на основе многочисленных экспериментов известный педагог М. Монтессори.

Важнейший метод сенсорного воспитания – обучение в форме игры с дидактическими игрушками и материалом. Основная задача в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание детей на различные свойства предметов, научить выполнять задачи по сходству и различию. Развитие сенсорики – это обогащение чувственного опыта малыша. Важно, чтобы в раннем детстве ребёнок имел возможность как можно больше пощупать, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус. Получая разнообразные стимулы из окружающей среды, малыш накапливает знания о свойствах различных предметов. Он учится соотносить их друг с другом и воспринимать предметы целостно. Именно это и есть основа будущего интеллектуального развития, которое так ценится родителями.

В современной педагогике в последнее время, кроме традиционных методик С.Л.Новосёловой, Л.Н.Павловой, Э.Г.Пилюгиной и др., применяются новые (Г.В.Цикото, А.А.Ерёминой, А.Р.Маллер). Поэтому возникло противоречие применять современные методики и технологии в сенсорном обучении в работе с детьми раннего возраста. Малышей очень привлекают игры на сенсорное развитие, поэтому возникло второе противоречие: как использовать сенсорные эталоны различных материалов у детей с недостаточно развитыми сенсорными способностями.

Детей 2 г.ж. мы начали набирать летом 2012 года. При поступлении родители заполняли анкеты, с помощью которых мы выяснили, как ребёнок засыпает, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой, какому виду игр отдаёт своё предпочтение, что доставляет ему радость. В адаптационный период мы предлагали детям игры на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, вкладыши, панно с пуговицами и др.), игры на развитие слухового восприятия (игры – шумелки, с гремящим, шуршащим наполнением), музыкальные заводные игрушки, а также игры с водой. Тем самым дети отвлекаются от плача и быстрее успокаиваются.

Начав свою работу по сенсорному воспитанию, мы провели мониторинг уровня развития детей. Он показал следующие результаты: 81 % детей имеют низкий уровень развития, 13% детей имеют средний уровень развития. Дети не различали основные цвета, величины и формы, не знали значение понятий «одинаковый», «такой же».   6% детей группы имели высокий уровень сенсорного развития, т.е. ориентировались в двух контрастных величинах, различали две контрастные формы. Это были дети, которые начали накапливать свой чувственный опыт в детском саду с конца первого года жизни, т.е. посещали детский сад с 10 месяцев.

Проанализировав уровень развития детей, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. обучать детей действиям с предметами;

2. совершенствовать разнообразные действия с предметами, ориентируясь на величину;

3. знакомить с формами, опредмечивая их;

4. различать предметы по величине и форме;

5. различать 4 цвета.

Не менее важным значением для успешных результатов в работе является создание развивающей предметно - пространственной среды. Для этого группу разделили по зонам: спокойная зона, зона средней интенсивности, которую вошёл «Центр воды и песка», зона насыщенного движения. Наиболее широко и разнообразно представлен в группе в спокойной зоне «Центр познания», в котором находятся такие игровые материалы как: пирамидки, вкладыши, мозаика, геометрические фигуры по цвету, шнуровки, шумящие коробочки, пазлы, молоточки и т.д. «Центр воды и песка» - это один из любимых детьми уголков, который мы используем с первых дней пребывания малышей в детском саду. В нём присутствует разнообразная атрибутика: совочки, ведёрки, формочки, кораблики, воронки, бутылки для переливания воды, а также камушки и ракушки. Пускание в воду разных игрушек, вылавливание их, переливание воды, пересыпание сухого песка, поделки из сырого песка, отпечатки ладоней на нём, позволяют познать свойства воды и песка, развивают орудийные действия, моторику и координацию кисти. В наполняемости, развивающей предметно– пространственной среды присутствуют не только магазинные пособия, но и пособия, сделанные своими руками.

Особую роль в сенсорном развитии детей отводим игровой форме обучения. Непосредственную образовательную деятельность по сенсорному развитию начинаем со знакомства с цветом и формой предметов. Для начала используем яркие цвета и простые признаки формы предмета: длинный, короткий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, и др.  На следующих этапах обучения цветовую палитру и форму предметов усложняем, добавляем различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т.д.). В раннем возрасте внимание ребёнка непроизвольное, поэтому чтобы удержать внимание и вызвать интерес непосредственную образовательную деятельность проводим в игровой форме, используем сюрпризные моменты, художественное слово, неожиданное появления и исчезновения игрушек: куклы, матрёшки, петушка, зайчика и т.д., занятия начинаем короткими стишками. Например,

                                        По дорожкам, по снегам,

                                        По лесным лужайкам

                                        Прискакал в гости к нам

                                        Длинноухий зайка.

За каждое успешное действие мы хвалим детей, тем самым вызывая у них положительные эмоции. Сенсорные игрушки учат малышей мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей.

Для усвоения сенсорных способностей немалое значение уделяли играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. В числе таких игр:

  • игры - поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
  • игры с прятаньем и поиском - в этом случае ребенка интересует  неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
  • игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
  • игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").
  •  

Также с детей второго года жизни в свободной деятельности знакомили с новым для них видом деятельности - лепкой. Когда малыши только начинали знакомиться со свойствами   теста, они, прежде всего, ощущали влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок теста, дети видели, что остается след, вмятина. Когда же они брали в руки комок, то ощущали его вес - тяжесть, его вязкость.

В целом по итогам работы 2 г. ж. можно сказать, что у детей сформировались приёмы прикладывания и накладывания, сопоставления цвета, формы, величины. Дети научились сравнивать предметы, действовать с дидактическим материалом: разбирать и собирать матрёшку, пирамидку, стаканчики, вкладыши. Результаты мониторинга, проведённого в конце 2 г. ж., также подтвердил наличие положительных результатов в данной работе. Хотя мониторинг показал результативность и эффективность проведённой работы по сенсорному воспитанию детей 2 г. ж. мы для себя наметили следующие задачи:

  • Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности.
  • Продолжать закреплять у детей основные сенсорные эталоны (4 основных цвета, форму, величину)
  • Называть свойства предметов.
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
  • Пополнить центр сенсорики новыми дидактическими играми.
  • Знакомить родителей с новинками методической литературы  по сенсорному воспитанию.

Эту работу мы продолжили и на 3 г. ж. Наша группа дополнилась новыми детьми, которые пришли с участка. Также на начало учебного года провели мониторинг и получили, что с низким уровнем развития оказались дети, вновь пришедшие в группу. За лето благодаря родителям группа пополнилась новыми играми «Лото», «Вкладыши», «Бродилки», матрёшки и т.д. Весь материал яркий, красочный, изготовлен из дерева, экологически чистый, что очень привлекает детей. Также пополнился материал и новыми дидактическими играми изготовленными своими руками: «Разрезные картинки», «Заплатки», «Силуэты» и другие.

На 3 г. ж. появился новый вид деятельности – рисование. У многих детей нашей группы моторика рук всё ещё была слабо развита. В этом случае нам помогло использование нетрадиционной техники рисования: пальчиками, ладошкой, ватными палочками и др. Этот метод раскрепощает детей. В ходе рисования ладошками, пальчиками они учатся чувствовать и познавать предметы руками. Одновременно учатся различать цвета, развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкой моторики рук. Рисование пальчиками способствует развитию тактильных ощущений, воспитывает любознательность, инициативность, интерес к художественному творчеству. Сначала дети с боязнью опускали руку в краску, а потом постепенно привыкали и в нашей группе один за другим появлялись шедевры, созданные нашими воспитанниками.

Игры с водой – одни из любимых детских забав. Знакомя детей с водой, мы предлагали исследовать свойства воды её вес, прозрачность, текучесть, отсутствие запаха, способность растворять некоторые вещества и т. д. Игры с водой, открывают широкие возможности для познавательного развития детей.  На 3 г. ж. постепенно игры с водой в большей степени перерастают в экспериментирование. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получали новые впечатления, испытывали положительные эмоции, закрепляли свойства воды. Организуя игры с водой, мы не только знакомили детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляли элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику детей. Малыши очень любят такие игры. Поэтому в нашем ДОУ была организована неделя педагогического мастерства, где мы, педагоги, делились друг с другом опытом игр с водой и экспериментирования, а дети активно нам в этом помогали. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д. На этом мы не остановились. Свойства воды мы закрепляем в культурно - гигиенических навыках, закаливающих процедурах. Зимой, придя после прогулки, дети опускали руки в тазик с теплой водой и вылавливали из неё плавающие игрушки. С одной стороны, для них это была забава, а с другой – закаливающие процедуры. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

Мы стараемся сначала на глазах детей проделывать всё то, что они должны сделать самостоятельно. Например, на занятии с конструктором «Домик для матрёшки» во время показа организовывали зрительные и осязательные восприятия детей, привлекали внимание детей к образцу. Все свои действия сопровождаем словами. Для накопления у малышей сенсорного опыта недостаточно знакомить их только с цветом, формой, величиной. Нужно также обращать внимание на то, что предмет бывает лёгкий – тяжёлый, гладкий – шершавый, тёплый – холодный и т.п.     

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, обращали внимание на шум ветра, окраску и форму листьев, прощальные крики птиц, шум дождя, запах сухих и сырых листьев, шуршание их, размер камушков. В зимний период рассматривали снежинки, предлагали почувствовать ощущения от их прикосновения. Проводили опыты со льдом, снегом и водой, узнавали свойства снега (липкий, не липкий, сырой, рассыпчатый, хрустит).  Знакомство со свойствами предметов продолжили на   прогулке. Здесь расширяем представления о предметах, о их свойствах и качествах.    В осенне – летний период можно понюхать цветы на клумбе, зимой – морозный воздух, весной – вдыхать аромат весны, летом – свежесть дождя.   Привлекая внимание детей к запахам значительно обогащается сенсорный опыт, позволяет открывать новые признаки в восприятии окружающего, расширяет представление о мире.

Работу с родителями по сенсорному воспитанию мы начали с анкетирования, где выявили, что 60% родителей имеют одного ребёнка, 30% - двух детей, 10% - трёх детей. Для того, чтобы родители стали нашими активными помощниками, мы провели родительское собрание, где родители, имеющие двух и более детей, активно поделились опытом семейного воспитания по сенсорному развитию. Также предложили познакомиться с выставкой пособий, которые можно сделать своими руками. Многие родители очень активно, с большим желанием включились в работу по изготовлению игр и пособий. Благодаря им в группе появились новые дидактические игры: «Подбери прищепку», «Большой, поменьше, маленький», «Помоги рыбке», «Подбери по величине» и другие, а также развивающая предметно - пространственная среда пополнилась новыми дидактическими ковриками: «Ёжик», «Яблонька», «Дидактическая кукла». Мы видели, что этот раздел развития детей очень интересен родителям, поэтому в январе мы провели для них педагогическую гостиную «Заставим язычок и пальчики трудиться», где наши родители с удовольствием делали себе массаж кистей рук, играли в пальчиковые игры. В родительском уголке появились новые консультации: «В мире реальных предметов», «Поможем себе», «Игра в кубики»; советы для родителей: «Развитие мелкой моторики». Мы считаем, что только в результате совместных усилий, возможны успехи в развитии сенсорного воспитания детей.

В конце 3 г. ж. провели заключительный мониторинг и получили результаты, которые нас очень порадовали: 22% детей имели средний уровень развития, а 78% - высокий уровень, детей с низким уровнем развития не было.

Останавливаться на достигнутом мы не будем, поэтому наметили для себя задачи на будущее:

  1. Закреплять знания детей 6 основных цветов: (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный), знать промежуточные цвета.
  2. Познакомить детей с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник)
  3. Обогащать знания детей о разнообразных свойствах и качествах предметов: лёгкий – тяжёлый, гладкий – шершавый, тёплый – холодный.
  4. Различать и называть 3-5 величин.

  Развивать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами. 

Главное, педагог должен всегда помнить, что он всего лишь проводник ребёнка в этот интересный мир. Знать, что от его умений и такта зависит чувство уверенности ребёнка, построение им собственной картины мира и представление о своём месте в нём.

Опубликовано: 16.12.2016