Использование подвижных игр в логопедической работе

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Хайруллова Рузидя Абдулахатовна

Организация: МБДОУ «Алтынчеч»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Буинск

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей действительности, в воспитании чувства товарищества.

Говоря о содействии игры умственному развитию, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Ученые находят, что игра развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень важно для развития личности.

Играми нам удается воздействовать на психический мир ребенка, обогащая его постепенно новыми знаниями и расширяя его детский горизонт. Умело подобранными играми и развлечениями мы прививаем детям целый ряд качеств, безусловно, необходимых в последующей жизни. В некоторых играх дети должны проявить сообразительность, чтобы не отстать и не осрамиться перед остальными сверстниками. Другие игры связаны с запоминанием известных слов и предметов, а также некоторых обязательных правил, без которых ведение игры немыслимо. Благодаря этому у детей развиваются память, внимание и вообще все умственные способности.

Каждая игра должна непременно отличаться известной занимательностью, - только при наличности этого условия она увлечет детей и заставит их предаваться ей с охотой. Незанимательная игра вызовет в детях лишь скуку и вялые движения, совершаемые апатично, без участия внимания и памяти, - ясно, что от таких игр нельзя ожидать пользы.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные и коррекционные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики и речи детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Подвижные игры в основном  коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию водящего, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля самолета.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения педагога с детьми. Педагог рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно  ценны в логопедической практике народные игры со словами. Благодаря частым повторениям и напевности текстов они хорошо запоминаются. Кроме того, стихотворный текст предполагает наличие какого-то сюжета, что значительно повышает интерес детей к игре.

Таким образом подвижные игры:

  • Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста подвижности на занятиях.
  • Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии.
  • Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Нормализуют эмоционально-волевую сферу.
  • Развивают глазомер, силу, ловкость, внимание, быстроту реакции
  • Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Подвижная игра в развитии речи может решать следующие задачи:

  1. Развитие мотивации и речевой инициативы.
  2. Развитие слухового внимания
  3. Расширение и активизация словаря, усвоение грамматических категорий
  4. Развитие фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте
  5. Развитиевысших психических функций, ориентировки в пространстве

 

Игровые методы работы в логопедической практике

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: «апиед» вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие – крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить  с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Использование подвижных игр в логопедической практике  развивает  у детей слуховое внимание, правильное восприятие речи, учит малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, помогают внятно произносить одно-двух-, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

 

Используемая литература:

 

  1. «Сто логопедических игр» Скворцова И.В., Издательский дом «Нева», С.Петербург, 2005 год
  2. «Популярная логопедия» И.Ю. Кондратенко, Москва, «Айрис Пресс», 2009 год
  3. «Говорим правильно» О.С. Гомзяк, Издательство «Гном», 2013 год
  4. «Оздоровление детей в детском саду» М.М. Кузнецова, Москва, «Айрис Пресс», 2011 год.

 

 

Интернетресурсы:

 

  1. http://www.maaam.ru
  2. www.peduspeh.ru

 

Опубликовано: 19.05.2015