Специфика содержания и методов коррекционного обучения детей с ЗПР в общеобразовательном учреждении

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Булгакова Мария Борисовна

Организация: ГБОУ Гимназия № 45

Населенный пункт: г. Москва

В настоящее время чтобы называться здоровыми необходимо не только не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях:эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20 годам. И именно поэтому под здоровьем понимается состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или неудовлетворительного состояния.

Очень показательно выражение Сухомлинского В.А. о здоровье человека: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В последние годы все более очевидным становится катастрофическое ухудшение «психологического здоровья» обучающихся. Причем в это понятие входят как психическая, так социальная и физическая составляющие, которые отражают гармоничное развитие личности в целом.

Неблагоприятное влияние на здоровье при этом оказывает множество факторов. Один из них, социальный, в значительной степени проявляется в негативном влиянии школьной среды. Внутри нее имеется комплекс психолого-педагогических проблем, все чаще приводящий в купе с другими факторами, к отклонениям нравственного, физического и психического характера у подрастающего поколения.

В связи с этим, все более актуальной становиться проблема поддержки психологического здоровья учащихся, а также формирования ценностного отношения к их собственному здоровью и к здоровью окружающих их людей, то есть воспитание, в том числе, культуры здоровья - личностного качества, которое может сформироваться только благодаря активной здравотворческой деятельности.

Таким образом, остро назрела потребность в широком применении здоровьесберегающих технологий в стенах учебных заведений.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные психолого-педагогические проблемы, с которыми приходится сталкиваться учащимся и учителям, обучающимся в общеобразовательных школах, а также озвучим способы их преодоления с использованием технологий здоровьясбережения.

Сложности у детей возникают с первых дней появления в школе. Так, ни для кого не секрет, что важной составляющей, например, первого года обучения, в значительной мере влияющего и на учебную мотивацию в дальнейшем, является успешный процесс адаптации учащихся к новым условиям их школьной жизни и к ее окружению, основой которого является хорошее психологическое здоровья поступившего.

Чтобы не только сохранить, но и укрепить его необходимо использование здоровьесберегающих методов, приёмов, способов и форм организации работы на занятиях и вне таковых, которые были бы направлены на поддержание здорового образа жизни, а также на создание и закрепление психологически комфортной среды.

Благоприятный психологический климат как в урочное, так и во внеклассное время является, пожалуй, одним из важнейших базовых компонентов успешной адаптации и гармоничного развития личности внутри школьного коллектива. Так психологически комфортная среда при отсутствии эмоционального дискомфорта и нивелировании стрессовых ситуаций помогает каждому учащемуся освободиться от нежелательных барьеров, обрести личностную свободу и идти по пути развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. Положительные эмоции и чувство защищенности подогревают интерес к учебе, а привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает уровень страха, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе. В благоприятной обстановке, например, неудача на уроке, воспринимается как временное явление и становиться дополнительным стимулом для самосовершенствования, а общая работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Воздействие со стороны педагогов и специалистов школ, психологов, логопедов и дефектологов, в первую очередь, должно проявляться в работе с детьми, затрагивающей их зону актуального и ближайшего развития, направленной в том числе на

· поощрение положительных, хоть порой и малозаметных для окружающих, но важных для конкретного ученика, достижений, в противовес зацикливанию на их проблемах и постоянному сравнению не в их пользу с более успешными учащимися,

· формирование мотивационной сферы, устойчивых познавательных потребностей и интересов,

· развитие критичности по отношению к себе и окружающим,

· формирование адекватной самооценки учащихся,

· развитие продуктивных приемов и навыков работы,

· раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.

То есть должно происходить всестороннее гармоничное развитие личности с учетом сензитивных периодов каждой возрастной группы.

На уроках важен дифференцированный подход и использование личностно-ориентированных технологий обучения, учитывающих особенности каждого ученика и направленные по возможности на более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Предполагается использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом необходимо решить ряд задач:

· создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

· стимулировать учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

· создать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

· создать обстановку для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

· создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока,

· использование проблемных творческих заданий,

· стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий,

· применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (вербальную, графическую, условно-символическую),

· обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Большим потенциалом обладают игровые технологии и обучающие программы, содержащие оригинальные задания.

Введение в урок исторических экскурсов или литературных отступлений, преподнесенных в оригинальной форме, позволяет решить одновременно несколько различных задач. Обеспечивает кратковременное переключение внимания на другой вид деятельности, тем самым осуществляя психологическую разгрузку учащихся, и при этом дает им сведения развивающего и воспитательного плана, показывает практическую значимость изучаемой темы и побуждает к активизации самостоятельной познавательной активности, а также способствует установлению и укреплению межпредметных связей.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Эти задания могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Положительный эффект дает использование в подобных случаях интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников.

Наравне с этим следует уделить особое внимание четкому определению единых критериев оценки деятельности учащихся на любом уроке, так как, зная их, ученик более спокойно и адекватно реагирует на полученную оценку вне зависимости от предмета, видя и понимая обоснованность ее постановки.

Объем домашнего задания и его сложность надо соизмерять с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.

Не менее важное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми, в том числе с привлечением родителей учащихся. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Поэтому столь необходимы развитие навыков общения у учеников, помощь в установлении прочных дружеских контактов, а также помощь в усвоении социальных норм.

Конечно, при этом необходимо активное участие самого обучающегося. Освоение культуры человеческих отношений, формирование опыта здоровьесбережения, все эти знания и практические навыки необходимо приобрести каждому ученику через постепенное расширение сферы своего общения и деятельности, через развитие саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), через становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания.

В итоге главными критериями психологического здоровья должны стать:

· позитивное самоощущение (в эмоциональном плане), а также позитивное восприятие окружающего мира,

· высокий уровень развития рефлексии,

· наличие стремлений улучшить качество основных видов деятельности,

· успешное прохождение возрастных кризисов,

· адаптивность к школьному социуму, умение выполнить основные социальные роли.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий специалистами и педагогами школ в учебном процессе позволяет учащимся достичь положительных сдвигов в освоении и закреплении вышеозначенных критериев, что при условии их поощрения и вхождения в норму школьной жизни позволяет стать залогом психологически и физически здорового поколения, а в перспективе и общества.

 

Список литературы

 

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса», 1982.

2. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Вохмянина Т. В. и др. «Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы». – М.: Академия, 2000.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

4. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.

6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.

8. Хухлаева О. В. «Школьная психологическая служба. Работа с учащимися». – М.: Генезис, 2007.

9. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 2008

Опубликовано: 02.05.2017