Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Замалетдинова Венера Исламутдиновна

Организация: ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина С.Е.»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Чистополь

                                   «Лучше усваиваются те знания,

                                                                которые поглощаются с аппетитом».

                                                                                                            Анатоль Франц.

Духовность является основой, на которой должно строиться общество, поэтому  проблема духовного развития школьников приобретает особую актуальность. Именно нравственность человека позволяет ему увидеть нормы человеческой жизни, ориентированные на высшие ценности: истину, добро и красоту.

Искусство-явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира подрастающего поколения, развития эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.  

В образной сфере индивидуума доминируют представления определенной сенсорной модальности (зрительной, слуховой, кинестетической), поэтому формирование музыкально-образных представлений будет протекать наиболее успешно на основе привлечения синтеза искусств, нетрадиционных интегрированных уроков, за счет расширения  рамок применения интерактивной техники нового поколения, обеспечивая большую полноту сенсорных впечатлений в процессе  восприятия. Сопоставление различных видов искусства  позволяют понять своеобразие применяемых в музыке, литературе, живописи, театре композиционных приемов и способов организации художественных форм; помогают установить образно-стилевое  единство и выявить специфические пути развития в тот или иной исторический период.

Арт-технология урока - это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. На интегрированных уроках эмоционально-эстетическое сопереживание учащихся передается  в движениях, мимике, жестах, рисунке, интонационной вокализации, в переводе музыкальной мысли в мысль словесную. На уроке сочетаются  разнообразные виды деятельности музицирования (пение, танец, импровизация), стихотворчество, слушание, рисование, сравнительный анализ, сопоставление и обобщение, публичное выступление,  индивидуальные и коллективные  формы деятельности, деловые и учебные игры, активное участие в творческой и проектной исследовательской  деятельности.

Особое значение в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения  приобретает проблема формирования у учащихся синестетического восприятия. Если оно хорошо развито, ребенок способен ярче и полнее чувствовать красоту окружающего мира, создавать новые ценности в сфере искусства [3,178].

Синестезия (от греч. Synaisthesis – соощущение) - явление восприятия, когда при раздражении одного из органов чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (например, «цветной слух» - звуковые переживания при восприятии цвета). Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус [1].

Существуют различные формы проявления синестезии в конкретных областях искусства. Продуцирование  межчувственных связей призвано содействовать активному раскрытию потенциально-творческих возможностей личности ребенка и  «усиливает» эстетическую и эмоциональную реакции в познании мира, является эффективным средством в системе художественного мышления [3,182-183].

Рисование музыки - творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создает условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности, снимая в какой-то мере даже проблему дисциплины на уроках музыки. Прием «визуализации» звука подразумевает отражение впечатлений от прослушанной музыки в виде графических линий, контурных фигур, цветовых пятен, абстрактных и предметных рисунков. Учащиеся с помощью этих методов передают характер ритмического рисунка прослушанного фрагмента, строение мелодии с ее регистровой и ладовой окраской, характерным звучанием интервалов, музыкальных инструментов. Проводятся аналогичные занятия с созданием скульптур - "лепим музыку!". Рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным "документом", позволяющим: с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой  о типологических особенностях личности самих учащихся. Это такой вид "обратной связи", которая недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование), причем на каждом уроке и по отношению к каждому ребенку [2,64].

Те же синестетические цели преследуются и на уроках с хореографическим отображением музыки, осуществляемым самими детьми. В.Н.Шацкая и М.Д.Сосницкая в 1930-1940 годы проводили исследования эффективности комплексного взаимодействия  музыки, литературы, изобразительного искуссва, а позже и театра на нравственное и эстетическое развитие учащихся. Ими выяснялась степень воздействия устного слова на глубину и эмоциональность восприятия музыки, на формирование эстетического отношения к ней. В связи с темой «Танец в музыке» была проведена работа на тему «Танец в русской художественной литературе» (из оперы  «Война и мир»- «Мазурка Денисова», танец Тамары из поэмы Лермонтова «Демон»). Разбор этих отрывков показал правдивость и живость изображения танца и связанных с ним чувств в художественных образах литературы. С другой стороны, художественные описания обогатили знания о танцах и способствовали интенсивности восприятия музыки. Они показали своеобразие средств выразительности каждого из искусств [4,103].

Творческая деятельность учащихся способствует усвоению музыкальных знаний, эмоциональному восприятию музыки, позволяет установить связь между чувством и слухом, между эмоциональными, сенсорными, зрительными и двигательными компонентами. Ученик, освоив  движения,  переходит к созданию собственных композиций, учится самостоятельно применять систему знаний и умений на практике, вносить новые элементы, оригинальность и индивидуальность. Просмотр видеозаписей танцующих, исполнение танцев самими учениками активизирует рефлексивную деятельность, рождает собственные суждения о музыкальных явлениях, о вечных проблемах в искусстве. Постепенно, полученная система знаний на уроках искусства приводит к умению пользоваться ими во внеурочной деятельности. Учащимся предлагается выполнение творческих проектов: «О танце в живописи», «О вальсе в литературе», «Отечественные и зарубежные «короли танца», «Мой любимый клубный танец».

Освоение системы знаний эффективнее осуществляется через учебные и деловые  игры: «Лучший реверанс», «Сочини движения танца», «Ассоциации», «Блиц-опрос», «Телемост», «Интервьирование», «Найди ошибки», «Клуб знатоков», «Музыкальная викторина». Восприятие становится более чутким и результативным, развивается фантазия и воображение. Занятия развивают способность выражать чувства в движениях, походке, осанке, определять тональные окраски, динамику, раскрепощаться. Ребенок осознает себя партнером по эмоциональному общению. Сопереживание превращается в эстетическое суждение, оценку. Ответы учащихся становятся осознанными, более грамотными. От общения с музыкой на уроке ученики получают удовольствие, испытывают радость творческого открытия, потребность заниматься творчеством, из наблюдателя превращаются в активного участника; проявляют любознательность, активно вносят оригинальные элементы собственного труда. 

Важным средством активизации восприятия  у учащихся является привлечение творческих форм работы: рефераты, доклады-презентации, творческие и исследовательские проекты, отзыв о музыке, сочинения-размышления,  оригинальное оформление афиши, танцев, сочинение синквейна и стихов, подбор ассоциативного ряда слов, пластические и ритмические импровизации, цветовое и графическое моделирование музыки, сочинение образных картин, видеоклипов, составление кроссвордов.

Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируется несколько предметов. Исследовательское обучение и проектирование  служат эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ученика, подготавливают его к реалиям взрослой жизни, является  надежным методом формирования устойчивой мотивации учебной деятельности.

Так, синестетические ассоциации в занимательной и неожиданной форме помогают объяснить понятия и выразительные средства музыки. Самое главное - фантазия! Постараться искреннее выразить свои чувства! Формирование синестетического восприятия музыки  стимулирует интерес учащихся к музыкальному искусству, активизирует их мыслительную деятельность, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления. Уроки на основе синтеза искусств формируют всестороннее, эстетическое развитие личности, пробуждают и развивают нравственность, формируют моральный облик, а наша задача - воспитать людей ищущих, неравнодушных, способных к преобразовательной деятельности.

 

Список используемой литературы.

1.Большой энциклопедический словарь.

2.Галеев Б. Содружество чувств и синтез искусств. - М: Знание, 1982. - с.64. 3.Томашева A.A. Природа синестезии и её развитие у детей на уроках музыки / A.A. Томашева//Омский научный вестник.-2008.-№ 3 (67), май-июнь.-с.178-183.
4.Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.-М.,1975.-с.103.

Опубликовано: 10.06.2015