Формирование и совершенствование осязания и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Шалимова Анна Дмитриевна

Организация: МКДОУ д/с № 38

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие осязания и мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у детей мелкую моторику.

Многие дети с нарушениями зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому что дети с нарушениями зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формирование предметно-практической деятельности.

Для развития моторики большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата, особенно важным для развития психики ребенка с нарушениями зрения является овладение движениями рук, мышечные возможности руки ребенка также, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции.

Как для полноценного зрительного восприятия необходимы движения глаз, так и для осуществления осязательного восприятия требуются движения рук. Еще Павлов отмечал, что в «драгоценной способности руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание. Неполноценное зрение дает детям ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Дети с нарушениями зрения не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, а в результате малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряжены. Поэтому детей учим рациональным приемам осязательного обследования. Осязательное обследование подразделяется на два этапа. Сначала осуществляется общеознакомительное беглое обследование предмета (изображения) в целом, при этом руки детей движутся от начального пункта, затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого предмета. Обследование проводится двумя руками, при этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая контролирующая.

Для закрепления навыков осязательного восприятия с детьми проводится игра «Чудесный мешочек». В зависимости от дидактических задач игра может развиваться по-разному. Например: 1-й вариант - ребенок ощупывает и достает названный педагогом предмет или отбирает предметы по указанному признаку (форме, величине); 2-й вариант - ребенок достает первый попавший предмет, обследует его и дает ему характеристику, т.е. называет характерные признаки этого предмета.

Формирование навыков мелкой моторики и осязания происходит в различных видах деятельности:

  • предметно-практической деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование);
  • графические работы;
  • проведение пальчиковых игра, массажа;
  • различные дидактические игры и игрушки.

Во время лепки из пластилина хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки, закрепляются навыки осязательного обследования, так как в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать скатывать или сплющивать.

Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Детям очень нравится рисовать карандашами, фломастерами, мелками. Больше всего они любят рисовать на песке. Дети раскрашивают не только готовые картинки, но и рисуют их сами с помощью трафаретов.

Аппликация является хорошим средством развития осязания, способности и различению структуры поверхностей, так как в ней мы используем детали не только с гладкой поверхностью, но используем и с шероховатой.

Аппликацию мы выполняем на фланелеграфах. Для самостоятельного выполнения детей аппликации важно научить их ориентироваться на фланелеграфе, т.е. легко находить его середину, левую и правую стороны, нижний верхний края; научить показывать направления слева направо, сверху вниз.

Затем дети упражняются в выкладывании геометрических фигур в указанные участки фланелеграфа. Используются такие задания, как "Слева на фланелеграфе положи фигуры гладкие, справа - шероховатые", "Разложи так, как я скажу", "Сделай как у меня". Далее переходим к построению из геометрических фигур отдельных объектов. Проводятся такие игры как "Построим дом", "Ваза с цветами", "Машина".

Эти задания полезно чередовать с упражнениями по выкладыванию из геометрических фигур узоров и орнаментов.

В работе с детьми используем такую технику, как ниткопись - выкладывание контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета. Это развивает тонкую моторику кистей и пальцев рук.

Мозаики и конструкторы также развивают мелкую моторику и осязание. Используются мозаики и конструктор разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Сначала дети учатся сортировать фишки мозаики по цвету, размеру и форме, выкладывать горизонтальные и вертикальные дорожки, простые узоры. Затем выкладывают рисунки из мозаики по образцу. Научив детей выкладывать прямые линии, далее переходим к изображению с их помощью предметов. Например, выложить лодочку с парусом. При переходе к составлению мозаичных композиций сначала выкладываю образец орнамента (рамочку, грибок, солнышко), затем знакомим с ним ребенка и даем ему указания к работе по данному образцу.

Упражнения в конструировании способствуют развитию осязания, укреплению мышц рук, подвижности пальцев, развитию зрительно-моторной координации.

С детьми с низким или средним уровнем развития мелкой моторики проводим работу со штампами. В процессе этой работы развиваются сила руки, переключаемость (напряжение - расслабление - напряжение) руки. Главное, чтобы изображение было понятно детям.

Кроме упражнений со штампами, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в младшем дошкольном возрасте очень важно и для успешного овладения письмом. Это такие задания, как "Дорожки", "Клубочки", "Штриховка", "Дорисуй картинку", "Обведи по точкам".

Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры - своеобразные упражнения для развития мелкой моторики пальцев, в которых отрабатываются статические и динамические движения. Они развивают координацию движений, учат концентрировать внимание.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех типов движений - и сжатие, и растяжение, и расслабление. Максимальный эффект упражнений достигается тогда, когда сочетаются различные виды с вовлечением каждого из пальцев в это движение.

Массаж является одним из видов гимнастики. Благоприятное воздействие на организм человека отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную работу мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Массаж рук способствует снятию моторной напряженности мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.

Для развития тактильной чувствительности и способности к различению структуры поверхности используем такие дидактические игры как "Тактильное домино", "Найди пару на ощупь", "Шершавые картинки", "Чудесный мешочек".

Для развития тонкой моторики кистей и пальцев рук используем "Собери бусы", "Веселая башня", "Прищепки", "Подбери к болтику гайку", "Шнуровка".

Для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации используем следующие игры "Монетки", "Поймай лягушку", "Лабиринт "Коровка", "Клубочки".

Таким образом, для того, чтобы ребенок с нарушениями зрения мог в совершенстве овладеть навыком осязания, у него должны быть развиты тонкие движения пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

 

 

Список литературы и интернет источники:

  1. Гореева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2002. - №6.

  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/01/02/razvitie-melkoy-motoriki-proekt-lovkie-palchiki

  3. file:///F:/проект/Voronchihina_vkr.pdf

 

Опубликовано: 12.11.2017