Из опыта работы «Как ребенка заинтересовать, и на всю жизнь выработать привычку «советоваться с историей?»

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Шишова Елена Александровна

Организация: ГБОУ ООШ №19 СП «Детский сад «Кораблик»

Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск

В настоящее время наиболее актуально становится понятие «патриотизм».  Но прежде чем разъяснять дошкольнику «права гражданина», ему необходимо в первую очередь объяснить «Что такое хорошо? Что такое плохо?». А чтобы для ребенка понятия «добро»-«зло», «хорошо»-«плохо», «права»-«обязанности» не остались пустыми, их можно подкрепить реальными именами, например, Устроителей земли Русской. Ведь эти разъяснения оформлялись в виде сводов законов, которые создавали и утверждали великие сподвижники, «отцы» народов после великих побед, военных или дипломатических. На Руси это Великий Князь Владимир, Ярослав Мудрый, Петр Первый и др.

Ребенок до 5 лет должен услышать в рекомендуемых сказках для совместного чтения обо всех наиболее значительных событиях российской истории и коротко, как притча, о сотворении мира, узнать этапы развития Руси – только тогда он будет понимать, что ПРАВО создавалось для защиты добра, порядка в государстве, семье и жизни человека. История как область знания несёт в себе не только не только даты, цифры и именами,  весь собранный в ней фактический материал – лишь основа для познания мира и саморазвития.

Если знакомится с ПРАВОМ абстрактно, без связи с историей и реальной жизнью, то его понимание не будет достигнуто, а ведь ПОНИМАНИЕ – главная цель воспитания.

Для дошкольника семья и детский сад это первые и очень важные социокультурные институты на пути его становления как личности и гражданина своей страны. И задача семьи и педагогов дошкольной организации выстроить так непосредственную образовательную деятельность, что все первые «жизненные уроки» не прошли даром.

А начать можно с малого - с организации развивающей предметно-пространственной среды как дома, так и в саду. Окружите ребенка хронологическими таблицами, отражающими всю историю государство Российского, и пополняйте детскую библиотеку содержанием сказками, былинами и притчами (например, «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Садко в подводном царстве», «Финист - Ясный Сокол», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и т.д.), а с годами и более емкими книгами: энциклопедиями и путеводителями (О.А. Ишимовой «История России в рассказах для детей», Н. Кончаловская «Наша древня столица», Л.П. Борзова, М.И. Дударев «История России для детей. Путешествия во времени. Встречи с волшебником. Приключения», Р. Алдонина, О. Сазанова «В нашем царстве-государстве…» и др.).

На наше счастье интерес дошкольника к истории вызвать не сложно – это чрезвычайно увлекательная наука. Ребенок легко усваивает и запоминает имена всех известных великих князей, императоров, героев созидателей и разрушителей своей страны. Нам обязательно нужно воспользоваться открытостью ребенка в этом возрасте для всего нового и интересного, его наглядно-образным восприятием мира. Для облегчения восприятия исторических событий лучшего пособия, чем картина Ильи Сергеевича Глазунова «Вечная Россия» Вам не найти. История в лицах и событиях должна окружать малыша всё его детство. Конечно же, не стоит перенасыщать процесс познания революциями и войнами, расскажите о том, как жили, чем интересовались, как и какие делали открытия, какие уроки мы можем извлечь из подъемов и падений древних и современных народов. В дальнейшем вы и не заметите, как он сам начнёт интересоваться подробностями тех или иных событий. Несложно ему будет понять, к чему приводят разрушительные поступки, которые ухудшают жизнь, что надо искать такие формы общения и поступков, чтобы он и его окружение были счастливы. Это важно для будущей активной позиции детей – будущих граждан.

Почему бы нам не воспользоваться ведущей деятельностью дошкольника – игрой. Можно систематически играть в игру «Семейный уклад», которую, начиная с 2-3-х лет, продолжать до конца дошкольного детства, постепенно шаг за шагом осваивая новые формы – от простых к сложным («Вождь племени», «Шапка Мономаха», «Петр Первый» и т.д.) И здесь важную роль играет тесное взаимодействие с семьей воспитанника. На «семейных вечерах» родители сами могут выбрать, на что обратить внимание, какие формы «правления» по их мнению, более отвечают нуждам общества. На тех же «семейных встречах» можно, вспомнив наиболее яркие эпизоды из истории Отечества, в шутливой форме разыграть их со своим ребенком или совместно с несколькими семьями. Это поможет нашим малышам освоить режиссерские навыки, которые ему пригодятся всюду, и в школе, и дома, и в обществе. Так, например, идя кататься на горку зимой, заявите, что идёте играть в игру «Переход армии Суворова через Альпы»; катаясь на лодке можно играть в различные известные Вам походы Ушакова, Нахимова и других адмиралов флота Российского; а, решившись прокатить малыша на лошади верхом, скажите, что играем в «Поход Святослава», или «Поход князя Игоря», а в другой раз и в «Поход на Константинополь». А дома, чтобы занять ребенка полезной игрой, дайте ему  задание: «Построй из кубиков, других игрушек и кукол город Санкт – Петербург», или любой другой город, который основали и построили великие созидатели России, начиная с великих князей и по наши дни. Выйдя весной из дома играть, прихватите с собой семена злаковых или иных культур и затейте игру «Директор колхоза»: разметьте поле-«ниву» размером в один квадратный метр, разбейте на квадратики-«участки» по 10 см, и закопайте разных семян злаков. И пусть малыш весну и лето ухаживает за своей «нивой», перед игрой в песочнице. Из такого ребенка вырастит не только ваш помощник, но и гражданин, ценящий труд земледельцев.

При этом, знакомясь, играя с историей, нужно постараться сделать акцент на истории как процессе развития цивилизации. Причем центральное место должны занимать форма и механизм управления обществом. Это даст возможность познакомиться ребенку с механизмом принятия решения и способом его реализации – он будет учиться тому «как надо жить». У него появиться масса «нужных вопросов», ответы на которые помогут ему понять место и роль науки, торговли, сельского хозяйства, армии и флота. Ему откроются разные пути развития цивилизации, результаты и достижения науки, культуры. И здесь уже как помощники выступают перед нами наши «IT-технологии», когда ребенок не бездумно будет играть в компьютерные игры, а проведет с пользой свои познания в области истории и развития цивилизации, роли тех или иных видов человеческой деятельности. И некогда в далеком детстве увлекательное путешествие в историю вопросов и ответов «о добре и зле», «правах и обязанностях» у кого-то превратиться в хобби, у кого-то в профессию, у кого-то в смысл жизни, но однозначно оставит свой благодатный след в памяти нового гражданина России.

Внедрение данного опыта работы напрямую зависит от желания родителей и педагогов, но он необходим нынешнему поколению детей.  История доказывает, что форма ПРАВЛЕНИЯ для развития страны менее важна, чем содержание: если государство в первую очередь заботиться об укреплении института семьи и детства, то общество растет и развивается. В противном случае – страна вырождается, её поглощает другое государство.

Опубликовано: 16.06.2015