Семинар-практикум как интерактивная форма методической работы с педагогическим коллективом ДОУ

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Кузнецова Надежда Валентиновна

Организация: МБДОУ - детский сад № 65

Населенный пункт: Орловская область, г. Орёл

Для успешного вхождения воспитанников ДОУ в жизнь нашего общества необходимо формировать необходимые качества и свойства личности каждого ребёнка с самого раннего возраста, целенаправленно воспитывать и обучать. Для эффективного осуществления педагогической деятельности и повышения педагогической компетентности воспитателей большое значение система обучения педагогов соответствующим умениям и навыкам. Наряду с существующей системой получения педагогического образования, курсами повышения квалификации и получения нужной информации путем самообразования, большое практическое значение имеет непосредственное участие педагогов в методической работе детского сада.

Многие педагоги, особенно не имеющие практического опыта работы в образовательных организациях (после окончания учебного заведения) , нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, старшего воспитателя, специалистов, заместителя заведующей по воспитательно-методической работе, заведующей. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативные модели образования, когда необходимо учитывать разнообразие и многообразие интересов и непосредственных возможностей детей.

Являясь важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры, методическая работа в ДОУ (другой образовательной организации), призвана поддерживать нормальный продуктивный ход образовательного процесса, то есть содействовать его непрерывному обновлению. Все её формы направлены на повышение педагогической компетентности и развитие профессиональных навыков воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессиональных качеств каждого воспитателя. Однако, несмотря на это, ещё существует проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению педагогической компетентности непосредственно каждого педагога ДОУ. Администрация ДОУ в лице заместителей заведующей по воспитательно-методической работе и старших воспитателей ищет новые формы и методы работы для наиболее эффективной активизации творческой деятельности педагогов.

Методическая работа в педагогическом коллективе систематически обновляется. Одной из наиболее эффективных технологий являются семинары - практикумы проводимые в ДОУ. Они позволяют выявить уровни развития педагогической компетентности педагогов и родителей воспитанников, разработать и апробировать психолого-педагогические условия и содержание методической работы по её повышению. Особенно это важно, когда речь идет о развитии разных видов деятельности детей дошкольного возраста и образовательного учреждения в целом. Это в большей степени предопределяет выбор тем и содержания семинаров – практикумов.

Каждый семинар – практикум должен иметь четкую структуру, которая подчиняется принципам цельности и последовательности реализации. Например, при разработке семинара – практикума сначала выбирается тема, формулируется цель занятия, затем определяется форма его поведения, продумывается и организовывается предварительная работа с педагогическим коллективом.

Первый вопрос, который должен ставить перед собой заместитель заведующей по воспитательно - методической работе или старший воспитатель при планировании семинара – практикума: насколько актуальна выбранная тема, насколько она соответствует задачам годового плана, удовлетворяет ли выбранная тема запросам педагогов, насколько учитываются интересы педагогов? Для этого в апреле - мае предыдущего года можно организовать в ДОУ работу «почтового ящика» (картонная коробка с прорезью имитирующая «почтовый ящик»), в который все члены педагогического коллектива смогут опустить свои предложения, замечания и озвучить наиболее проблемные вопросы в педагогической теории и практике. «Почтовый ящик» лучше расположить в общедоступном месте (коридоре, вахте, при входе в ДОУ и т.д.).

Однако, бывает и такое, что некоторые проблемы не осознаются педагогами в полной мере и следовательно не могут быть сформулированы ими в качестве вопросов к заместителю заведующей по воспитательно-методической работе или старшему воспитателю. В этих случаях вскрыть подобные пробелы и определиться с выбором темы семинара-практикума поможет анализ результат проведённого контроля над деятельностью педагогов. Основами этой проверки могут стать следующие методы:

- анкетирование воспитателей по определённым ранее вопросам;

- наблюдение за взаимодействием воспитателей и детей, как во время какой либо деятельности, так и во время ООД;

- анализ предметно-развивающей среды и календарно-перспективных планов работы воспитателей в определённом аспекте.

Например: организации и проведению семинара-практикума по теме :

«Использование устного народного творчества в подвижных играх детей старшего дошкольного возраста в ДОУ» предшествовала:

- предварительная работа.

(подбор подвижных игр в соответствии с возрастом, выбор подготовка места для проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста, подбор и подготовка атрибутов для проведения подвижных игр и их использование в игре);

- организация подвижной игры.

(использование загадок, закличек, потешек и других жанров фольклора в подвижной игре, включение сюрпризного момента);

- ход подвижной игры.

(эффективность подвижной игры для совершенствования двигательных навыков детей, возможность внесения в игру изменений при повторном её проведении, осуществление индивидуального подхода к детям в процессе самой игры, своевременное окончание игры до момента переутомления детей);

- подведение итогов игры.

(словесное поощрение и оценка игровых и двигательных действий детей, сохранение положительного эмоционального фона).

Параллельно в процессе наблюдения осуществлялась оценка овладения детьми подвижными играми (соблюдение правил игры, правильность выполнения движений, активность и заинтересованность в игре, запоминание произносимых команд, взаимоотношения между детьми процессе игры) и проанализированы перспективные и календарные планы воспитательно-образовательной работы педагогов ( планирование подвижной игры в соответствии с возрастом; проведение их на прогулках, физкультминутках и в свободное время; вариативность подвижных игр при повторном проведении).

Цель любого семинара-практикума всегда ориентирована на практический результат, поэтому он может формулироваться в соответствии с принципом обобщения всех знаний и умений, усвоенных в ходе семинара (как на теоретическом и методическом , так на практическом и рефлексивном этапах его проведения).В этом случае удобнее всего формулировать через компоненты педагогической компетентности.

Опубликовано: 31.08.2018