Методы повышения высокого уровня грамотности детей

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Грачёва Оксана Григорьевна

Организация: МБОУ «СШ им. Д.И. Коротчаева»

Населенный пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой

Признавая урок в качестве основной формы обучения,  мы  постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования. Нет такого учителя, который бы не стремился, к достижению высокого уровня грамотности детей.

Методов и приёмов, помогающих учителю добиться грамотного письма, много.

Часто мы используем прием объяснения какой-либо орфограммы, основываясь на изученное правило. Но очень важно, чтобы это объяснение всегда было подробным, доказательным. Например, чтобы правильно написать окончания имен существительных 3 склонения в Д.п. (подошли к площади) – добиваюсь подробного ответа: к площади – имя существительное, в  И.п. – площадь,ж.р.,3 скл.,подошли к чему? к площади-Д.п. имя существительное 3 скл. в Д.п. имеет ококнчание –и -.

На каждом уроке обязательно нужно повторять. Важно правильно спланировать повторение.

Помогает незаменимый помощник компьютер, который позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися .Обратная связь учителя и ученика, систематическая работа в этом направлении дают положительные результаты.

Чтобы оживить элементы грамматики, нужно вводить элементы игры. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках русского языка (игры, упражнения, состязания, конкурсы, «немые» диктанты, сигнальные карточки, живое и образное описание событий, рассказ-задача, игры-путешествия, конкурсы, шарады, загадки, шутки) создает положительный эмоциональный фон для учебной деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые слабоуспевающие считают трудными и даже непреодолимыми. Принцип занимательности - один из важных принципов в преподавании русского языка в школе.  Приведу примеры игровых моментов по теме «Работа над словарными словами», т.е. безударная гласная, непроверяемая ударением. I-ряд тема «Овощи», II-ряд тема «Школа»,  III – ряд тема «Животные». Чей ряд запишет больше слов и конечно , правильно поставит знак ударения и правильно объяснит орфограмму. Нравится детям и такой вид работы, когда они пишут и комментируют каждый свое любимое слово по цепочке. Игра «Собери слова» работа по принципу деформированного текста. Не менее интересной в работе над словами является игра «Знаешь-ли ты птиц и зверей?» когда выдаются карточки с окошечками. В 3 классе эту игру усложняю различными грамматическими заданиями. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы - так называемым «окном». Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Однако при такой форме записи важно соблюдать еще одно условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности» - например, точка: «к…ртина». Большое внимание уделяю использованию загадок, скороговорок, сказок, стихотворений, изучению правил с использованием занимательных стихотворений.

Комментирование – одно из средств развития самоконтроля, одно из важнейших условий безошибочного, уверенного письма. Комментируя предупреждаем ошибки, заставляем ученика  осуществлять самоконтроль, видеть все орфограммы.

Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии. Аккуратно, четко написанные буквы лучше осознаются школьниками, лучше запоминаются и воспринимаются. Нечеткое написание букв приводит к ошибкам. Привычка к неаккуратному письму снижает качество запоминания.

Нередко дети допускают ошибки не потому, что не могут проверить орфограмму, а потому что они этой орфограммы не видят. Так как у них не развита орфографическая зоркость. Предлагаю систематически включать конфликтные слова, т.е. при изучении определенной темы включать слова с другой орфограммой. Систематическое  включение конфликтных слов в упражнения повышает внимание учащихся, ставит в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения орфографических задач.

Очень важным  компонентом уроков русского языка является самостоятельная работа учащихся. На каждом уроке для самостоятельной работы отводится определенное количество времени. И конечно, обязательно работа с учебником. Учить внимательно читать и главное выполнять задания. Работу по учебнику целесообразно выполнять так, чтобы часть разобрать вместе, а потом выполнять самостоятельно. Упражнения, приведенные  в учебнике, не только сообщают знания, закрепляют их путем тренировки, формируют орфографические и речевые навыки, но и создают условия для развития самостоятельности в процессе применения знаний.

Методов и приемов по изучению русского языка много, но если в системе выполнять часть их и чередовать виды работы можно добиться желаемых результатов.

 

 

Литература:

1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков Текст. / Н. Н. Алгазина. -М. : Просвещение; 2007.

2. Зданкевич, В. Г. Правила русского правописания Текст. / В. Г. Зданкевич. М. : Изд-во «Высшая школа», 2005.

Опубликовано: 12.11.2018