Развитие рефлексивных навыков учащихся старших классов через применение подходов исследования урока – Lesson study

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Турсиналиева Акболай Маратовна

Организация: НИШ ХБН города Атырау

Населенный пункт: Республика Казахстан, г. Атырау

Подход исследование урока(Lesson Study) - процесс, позволяющий организовать эффективную систему реализации мероприятий, направленных на улучшение профессиональной компетентности учителя. Широкую популярность на западе данный подход обрел сравнительно недавно. Американские исследователи стали широко применять данный подход после подтверждения того, что у японских педагогов были глубокие знания во всех областях педагогики, а также в области изучаемой дисциплины.

Подход Lesson Study  состоит из следующих стадий:

  • определение приоритетов обучения и области развития учащихся с использованием материалов ежедневного оценивания на уроке;

  • совместное определение и усовершенствование методов обучения, отвечающих ранее установленным задачам;

  • Выбор трех учащихся из данного класса или группы. Каждый из этих учащихся является типичным представителем определенной группы, например: высокий, средний и низкий средний уровень знания учащихся,

  • Совместное планирование Lesson Study и наблюдение уроков, руководствуясь на основе развития результатов трех выбранных учащихся;

  • Обсуждение итогов после проведенных цикл уроков в ходе Lesson Study

  • Трансляция и обсужение с коллегами  с результатами применения метода Lesson Study посредством коучинга.

Нақты құрастырылған бағалау критерийлері бойынша оқушылар өзін –өзі және бірін-бірі бағалау және сол бойыншы тиімді кері байланыс беру дағдылары жақсартуды талап етеді.  

После всестороннего и поэлеменного  анализа работ учащихся данных классов выявлена проблема: влияние работы с академическим словарем на улучшение рефлексивных навыков учащихся. Цель исследования: повышение качества обучения через развитие навыков письма и рефлексии, стимулирование учащихся к работе с академическим словарем. Для учащихся классов, сдающих  международный экзамен по предмету, это актуальная проблема. Так как эти экзаменационные задания направлены не только на проверку усвоение полученных знаний, но и на навыки синтеза и применения полученных знаний в повседневной жизни. Самостоятельно  разработанные критерия оценивания учащихся требуют улучшения навыков само- и взаимооценки и предоставления эффективной обратной связи.

Для цикла исследование уроков выбрала группу Х-1. Так как данная группа показала низкие проценты выполнения суммативных работ по четверти. В ходе поэлементного анализа работ выявлено,что большинство учащихся отвечали на вопросы поверхностно, не используя ключевые слова. Данные задание оцениваются строго по марк-схеме только за соответсвенные ключевые слова.

Группа

Качество,%

1 четверть

2 четверть

Х-1

46%

54%

Х-2

73%

73%

Во время первой встречи с членами фокус-группы были выбраны три ученика, которые контролируются в каждом классе. Ученик А -очень активный и отличник, ученик В- ученик со средней успеваемостью и склонностью к самообразованию,а ученик ученик, с низкой успеваемостью во время урока, из-за низкого уровня английского языка. В ходе урока особое внимание будет уделяться контролю за этими учащимися.

Эффективные методы и приемы, которые использовались во время уроков обсуждалось во время встреч с фокус-группой. Первый урок был проведен по теме "Комплексные соединения". Дополнительно был приглашен учитель самопознания, преподавющий в этом классе.   На первом уроке ученик А-активно работал на уроке. На каждом этапе показал лидерские способности. На первом этапе он ответил на заданные вопросы. Во втором этапе урока, во время групповой работы члены группы не разделили функциональные обязаннности и в результате часть группы просто сидела и не участвовала в групповой работе.

Ученик В работал на всех этапах урока. На первом этапе знал ответы на вопросы, но учитель не спрашивал ответа. Он был организатором работы группы во время проведения исследовательской работы.

Ученик С-был инертен на уроке, не пытался понять тему.  На первом этапе не отвечал на вопрос учителя, но ответ нашел у ученика А. Во втором туре читал представленные учебные материалы, но не делился предоставленной информацией с другими учениками.

Подводя итоги первого урока,  учащиеся любят работать в группе, но не уделяют значительного внимания эффективному распределению функций внутри группы.  На основании опыта предыдущего урока, второе занятие было составлено с изменениями.

Следующий урок был по теме "Химические реакции ароматических соединений" Результаты наблюдения за учащимися:

А-ученик-был спокойным и активным в ходе урока. В ходе работы в группе было очень хорошо. В процессе выполнения исследовательской работы показал  организационную деятельность при создании постера. Во время предоставления обратной связи давал корректные предложения.

В – ученик - полностью ответил на вопросы учителя. В ходе проведения групповой работы показал свои лидерские способности и эффективно распределял функции каждого ученика. При необходимости  помогала другим ученикам. В конце урока активно задавали вопросы другим группам. 

С-ученик- был более активным по сравнению с предыдущим уроком. В ходе  ответа на вопрос с помощью одноклассников отвечал на вопросы. Не участвовал в обсуждении внутри группы, но принимал активное участие в защите исследовательской работы с помощью А-ученика.

На основе использования подхода Lesson Study были рассмотрены преимущества и недостатки применяемых методов обучения. С использованием цикла уроков было установлено, что при подведении итогов лабораторных и практических работ учащимися эффективнее применяют ключевые слова и показали  высокие баллы при проведении суммативных работ за четверть. Кроме того, учащиеся не только развивают навыки письма, но и выявляют ключевые слова при работе с текстом, определяют академический язык, повышают интерес к предмету.

На всех наблюдаемых уроках у учащихся развиваются рефлексивные навыки. Тема исследования урока очень важна, так как умение рефлексировать свою деятельность -это процесс, который является основой обучения. В будущем учащиеся обсуждая должны создавать свои критерии оценивания и по ним же оценивать свои работы. В ходе групповой работы учащиеся чувствовали, что они несут ответственность не только за результаты своей работы, но и за результаты работы всей группы. Однако в классе выявлены случаи, когда учащиеся высокого уровня препятствуют развитию и деятельности пассивных учащихся. С этой целью было предложено дать дифференцированные задания. Несмотря на это, учащиеся показали свою способность высказывать свое мнение и делать выводы.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Чичибу Т. Lesson Study бойынша мұғалімдерге арналған нұсқаулық: ағылш./Т. Чичибу (Жапония), Л. Ду Тоит (Оңтүстік Африка), А.Тулепбаева (Қазақстан Республикасы).- «Назарбаев Зияткерлік мектептері» ДББҰ Педагогикалық шеберлік орталығы, Астана:, 2013.

  2. Dudley, P. Lesson study in England: from school networks to national policy. - The World Association of Lesson Studies Annual Conference, Hong Kong Institute of Education, 2008:p

  3. Dudley, P. Lesson Study development in England: from school networks to national policy. -International Journal for Lesson and Learning Studies, 1(1), 2011: p. 85 – 100.

Опубликовано: 10.05.2019