Системно – деятельностный подход на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС ООО

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Минвалиев Рашид Фаридович

Организация: МБОУ «Лицей-интернат №24»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нижнекамск

Современная школа стремительно меняется, пытается соответствовать требованиям, предъявляемым обществом. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Программа курса ОБЖ предназначена для того, чтобы научить и подготовить детей ориентироваться во всем многообразии явлений окружающего мира, избегать экстремальных ситуаций. Учителями ОБЖ для достижения поставленных задач необходимо внедрять системно-деятельностный подход в образовательный процесс.

Системно-деятельный подход предлагает ориентацию на результат образования (усвоение универсальных учебных действий), познания и освоение мира; учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающегося, разнообразия организационных форм

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни.

При системно-деятельностном подходе в образовании учитель выступает в роли «управленца». Его задача – не «напичкать» учащегося информацией, а построить образовательный процесс так, чтобы учащийся сам осуществил сбор необходимой информации, спланировал вариант решения проблемы, сделал выводы, проанализировал свои действия и тем самым сформировал «по-кирпичику» новые знания и приобрел опыт. А помогает этому на уроках ОБЖ использование метода проектирования, технология групповой работы, технология развития критического мышления.

Для этого в своей деятельности использую активные формы работы:

- разработка и реализация проектов;

- обсуждение сообщений, докладов;

- тематические викторины и конкурсы;

- интеллектуальные игры;

- практикумы и тренинги;

- составление презентаций по теме урока;

- составление кроссвордов и чайнвордов;

- представление правил безопасности в виде рисунков;

- обоснование правил безопасности в мини-сочинениях.

Метод проектирования - это педагогическая технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, жизненной практикой, на формирование у учащихся специфических навыков и умений посредством организации системно-деятельностного подхода.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Образовательная технология проектной деятельности реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид.

Проектный цикл-это отрезок времени, в который осуществляется совместная деятельность учащихся от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта и личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности.

Этапы проекта: ценностно-ориентированный, конструктивный, оценочно-рефлексивный, презентативный. Для реализации системно-деятельностного подхода использую и технологию групповой работы.

Основной целью групповых технологий является обеспечение активности в деятельности учащихся и достижение высокого уровня в освоении содержания обучения, что определяет актуальность, значимость и эффективность использования этих технологий.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе коллектива (класса): создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания, и\или организуется межгрупповое взаимодействие по достижению одной общей для всех цели.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;

- взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются то, что:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, психологической совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть:

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ познавательной задачи, рефлексия;

- общий вывод о групповой работе и достижения поставленной цели;

- дополнительная информация учителя.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, при отработке навыков практических действий; при решении проблемных и творческих задач; при изучении текстов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. Применяю их как средство организации учебно-познавательного процесса в игровой деятельности, проектировании и других технологиях, приоритетных для того или иного образовательного события.

Интересную педагогическую форму, как развитие критического мышления, развеваю через чтение и письмо.

Идея развития критического мышления является довольно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 1990-х годов. Сторонников развития критического мышления достаточно много.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Мы полагаем, что системно – деятельностный подход в обучении ОБЖ поможет в будущем детям найти правильное решение в экстремальных ситуациях, поскольку данный подход способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных и учебно-познавательных компетенций.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009.
  2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.
  3. Боровец Е.Н., Шуленина Н.С., Пирогов Э.С. Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». ОБЖ: Основы Безопасности Жизнедеятельности. Научно-методический и информационный журнал. № 9 С.9-12.
Опубликовано: 06.10.2019