Метапредметный подход в обучении

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Тузова Вера Алексеевна

Организация: МБОУ «Гимназия №2»

Населенный пункт: Тверская область, г. Осташков

Здравствуйте, меня зовут Тузова Вера Алексеевна. Узнав от коллег о знакомстве с интересными людьми - профессионалами своего дела, о продуктивной работе секций, о дружеской атмосфере, которая царит на вашем фестивале, об инновациях в образовании, которые обсуждаются здесь, мне также очень захотелось стать  её активным участником.  Ведь, как говорят, кто владеет информацией, тот владеет миром. Но как и откуда мы можем получить эту информацию? Кто лучше всех умеет с ней работать? Догадайтесь:

Слайд1

- Вторая древнейшая профессия в мире (Роберт Сильвестр).

- Искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь
(Алфред Нортклиф).

- У врача заповедь «не навреди», у этих людей – «не солги».

Действительно, речь идёт о журналистике.

Слайд 2 (название мастер-класса)

Какая связь между журналистикой и метапредметностью? Давайте разбираться вместе!

Однажды Энштейна спросили, чему равна скорость звука? Как вы думаете, что он ответил? Он ответил: «Я не знаю! Я не перегружаю свою память данными, которые  легко можно найти в справочнике».

Вопреки многочисленным мифам, далеко не все великие гении – ходячие энциклопедии. Однако они знают, где отыскать то, что им нужно, когда понадобится, это качество и называется метапредметностью. Умение добывать информацию из разных источников, выделять главное, представить данные кратко, интересно и понятно, способность задавать грамотные вопросы…

Для меня  эти качества ассоциируются с профессиональными качествами журналиста. По моему глубокому убеждению, этими фундаментальными  навыками должен овладеть ребёнок в школе.  Ведь мы должны передавать детям не просто знания, а способы работы со знаниями.   Сегодня я поделюсь некоторыми наработками по этому вопросу. Очень надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на мастер-классе.

Слайд 3  (цель мастер-класса)

Цель мастер-класса – освоение некоторых приёмов формирования метапредметных результатов на уроке.

Слайд 4

О важности метапредметного подхода в образовании написано множество статей. Не стану углубляться в теорию, напомню лишь, что данный подход способствует формированию УУД.

Слайд 5 (Физкультминутка)

Чтобы работа была продуктивной, предлагаю размяться, настроится на общение с помощью физкультминутки.

Слова

Действия

Метапредметное обучение это сложно?

Взявшись за голову, покачали головой

Метапредметность. А что это такое?

Пожимаем плечами

А пробовали писать конспект метапредметного урока?

Если да – подняли руки вверх.

Если нет – сложили руки на груди.

А видели ли метапредметные уроки?

Покачали головой с отрицанием или согласием.

А есть у кого – то желание узнать больше о метапредметном уроке?

Поднять руку.

Возьмёмся за дело!

Потёрли руки. Хлопок в ладоши!

 

Слайд 6

 « Суди о человеке больше по его вопросам, чем по его ответам»

Вольтер

Слайд 7-8  Приём 1 «Ромашка вопросов»

 

Приём 1 «Ромашка вопросов».

Этот приём основан на работе с текстом. Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

«Ромашка вопросов» помогает научить детей задавать вопросы.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

 

  • Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.

  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.

  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?».

  • Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?

  • Оценочные вопросы. Что ты чувствуешь? Как к этому относишься?

  • Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?

 

Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании.

Предлагаю самим попробовать задать разные типы  вопросов.

Задание 1 (Приложение)

Участники делятся на группы. Каждая группа получает текст рассказа. Участники  получают 1 вопрос и определяют его тип.

 

Правильные ответы групп:

1. Простые вопросы.

Кто главные герои рассказа?

2. Уточняющие вопросы.

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

3. Интерпретационные.

Объясни, почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

4. Творческие.

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?

5. Практические.

Как бы вы поступили на месте Сани?

6. Оценочные.

Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Задание 2 (Приложение)

Цель – самостоятельно по группам сформулировать вопросы каждого типа для данного текста.

Примерные ответы групп:

1. Простые вопросы.

Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие в рассказе?

Когда происходит действие в рассказе?

Каким описан зимний лес в рассказе?

2. Уточняющие вопросы.

Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?

Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

3. Интерпретационные.

Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

Почему Саня назвал Ваню «дураком»?

4. Творческие.

Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?

5. Практические.

Как бы вы поступили на месте Вани?

Как бы вы поступили на месте Сани?

6. Оценочные.

Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Кто из друзей был прав?

 

 

Слайд 9  Приём 2 «Карта памяти»

Приём 2 «Карта памяти»

Схемы, рисунки, таблицы помогают увидеть и понять структуру текста и взаимосвязь его элементов. Это особенно важно, если элементов много. Не надо думать, что схемы это обязательно что-то сухое. Немного воображения – и схемы оживут и принесут вам не только большую пользу, но и немалое удовольствие. В книге «Далекие годы» Константина Паустовский вспоминает старого учителя географии, который, чтобы его ученики лучше запоминали всякие географические вещи, придумывал разные наглядные способы: «Так, он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него – третье, а в третье – четвертое. Потом он говорил: «Запомните: это Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Аден, а в Адене сидит англичанин». Мы запомнили это сразу и на всю жизнь».

Схем существует огромное количество, я приведу пример лишь одной из них – «Карты памяти».

Слайд 10-15 Примеры карт-памяти

В некоторых статьях можно также встретить название «интеллект-карта» или «ментальная карта». Суть одна.  Это шпаргалка - схема прекрасный  инструмент для решения такой задачи, как запоминание большого объема информации.

Правило составления карт:  ближе к центру – более важные  понятия, дальше от центра – менее важные понятия. Добавляем рисунки и символы.

«Карты памяти» позволяют увидеть, насколько полно учащиеся усвоили информацию, её структурировали, отличают ли главное от второстепенного, установили ли ассоциативные связи, правильно использовали символы.

С помощью карты дети могут  проанализировать художественное произведение, самостоятельно изучить тему, занеся в карту всё самое важное, закрепить и обобщить материал. Можно использовать как домашнее задание, которое не спишешь ни с одного ГДЗ!  

Задание 3 Приложение (раздаточный материал)

Давайте попробуем создать карту памяти «Весна». От центрального слова (или картинки) первая стрелка укажет на признаки неживой природы (светит солнце, тает снег). Другие стрелки – животный мир, мир растений. Также отдельным ответвлением является труд людей весной.

 

Слайд 16 Приём 3 «Скелет рыбы»

Приём 3«Скелет рыбы»

Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

  • Верхние косточки – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

  • Нижние косточки— факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием  предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Этап урока с применением метода  приобретает исследовательский характер.

Задание 4 (Приложение – раздаточный материал)

Перед вами схема «Использование человеком свойств воздуха». Дополните недостающие фразы на «ребрышках», сделайте вывод, впишите его в «хвост» рыбки.

 

Слайд 17  Приём 4 «Кубик Блума»

 

Приём 4 «Кубик Блума»

Ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

Назови

Почему

Объясни

Предложи

Придумай

Поделись

 

Учитель либо ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.

Возможны два варианта:

  • Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

  • Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

(Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы).

В начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?

Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.

Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

 

Задание 4 (Приложение – раздаточный материал)

 

Используем данный кубик для завершения нашей встречи и подведения итогов.

Участники по очереди подбрасывают кубик, в зависимости от выпавшей грани, задают вопросы группе. Например: «Поделись впечатлениями».

И в заключении загадка: этим  каждый день пользуется учитель и журналист; состоят на 99 % из воды?

Это чернила!

Слайд 18

Чернила на 99 % состоят из воды

Журнал «Пшекруй»

 

Слайд 19

Желаю, чтобы информация, которую мы передаём окружающим, не была «водой», а была понятной, честной, точной. И чтобы у нас всегда находилось время для ёё объяснения. Этому мы и учимся, собираясь вместе.

Благодарю  вас за работу, надеюсь,  данный опыт пригодится в вам в дальнейшей деятельности.

Опубликовано: 11.10.2019