Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Бломберус Татьяна Игоревна

Организация: МБОУ «СШ им. Д.И. Коротчаева»

Населенный пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой

Федеральные государственные образовательные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить детей определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию.

Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе учителя нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.

А как научить самостоятельно добывать знания, ставить учебные цели, искать и находить необходимые средства их достижения, контролировать и оценивать свою учебную деятельность и ее результаты? Как выстроить коррекционную и развивающую работу с каждым обучающимся по развитию учебных навыков, перечисленных выше? Как правильно сформировать универсальные учебные действия, в частности познавательные, регулятивные и коммуникативные. Передо мной, как перед учителем, встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, чтобы мои обучающиеся стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи уже с 1 класса.

Изучив методическую литературу, я выделила педагогические труды М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, А.Ю Коджаспирова, которые являются активными исследователями в области проблемного обучения. Технология проблемного обучения как раз и позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе. Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Считаю, что применение данной технологии вызывает со стороны обучающихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении каждого школьника к учению.

Проблемные уроки очень эффективны и нравятся обучающимся. Такие уроки формируют творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

Обучаясь по данной технологии, учащиеся становятся увереннее в своих силах и знаниях.

Мне бы хотелось сделать акцент на  создание  проблемных ситуаций на уроке. Основными приемами создания проблемных ситуаций являются:

  • подвести  школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
  • изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
  • ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение.
  • определить проблемные теоретические и практические задания;
  • ставить проблемные задачи (например, с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Я придерживаюсь следующей структуры урока проблемного обучения:

  • подготовительная работа к созданию проблемной ситуации.
  • создание проблемной ситуации.
  • организация учебной задачи и принятие ее детьми.
  • подготовка и организация системы заданий для выхода из проблемной ситуации.
  • организация процесса осознания необходимости в рациональности нового знания.
  • организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объём.
  • обобщение этого знания или умения и упорядочение его в виде обобщённого способа действий или обобщённого понятия.

Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Поэтому, определены цель и задачи проекта.

Ожидаемые результаты от применения технологии проблемного обучения:

  1. Положительная динамика уровня развития универсальных учебных действий, обучающихся в конце каждого учебного года, и, как следствие, повышение успеваемости и качества обученности.

  2. Создание методического сборника проблемных заданий для уроков в начальной школе.

  3. Повышение квалификации через изучение и внедрение в практику работы технологии проблемного обучения.

  4. Трансляция педагогического опыта на уровне ОО и города Новый Уренгой.

 

Заключение

Сегодня, задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, проблемные ситуации, тем самым, привлекая обучающихся к их обсуждению и решению. На проблемном уроке мною создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Применение проблемной технологии повысит уровень сформированности УУД: личностных - проявление интереса, мотивации к учению; регулятивных -  определение  плана выполнения заданий на уроках; познавательных - осуществление логических операций анализ, синтез; коммуникативных - сознательное построение речевого высказывания в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Опубликовано: 20.10.2020