Создание условий и использование традиционных и нетрадиционных методов в физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста в ДОУ

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Ильина Лариса Марсовна

Организация: МБДОУ Юлдузский детский сад

Населенный пункт: РТ, Чистопольский район, п. Юлдуз

От жизнерадостности, бодрости здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.

Система оздоровительной работы:

1. психологическое сопровождение развития

2. разнообразные виды организации режима двигательной активности

3. система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни

4. организация здорового питания

5. оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение

Задачами физкультурно-оздоровительной работы являются

1.Охрана и укрепление здоровья детей;

2.Формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными способностями;

3.Создание условий для реализации двигательной активности;

4.Воспитание потребностей в здоровом образе жизни;

5. Обеспечение физического и психического благополучия.

В физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста использую следующие методы:

* Динамические паузы.

* Подвижные игры.

* Пальчиковая гимнастика.

* Дыхательная гимнастика.

* Нетрадиционный массаж с использованием различных материалов.

* Оздоровительные занятия.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем ДОУ - это процесс воспитания и обучения детей в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения. Процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия. Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образов, методик и технологий с целью индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, перспектив развития каждого ребенка.

С 2005 года приоритетным направлением в деятельности учреждения становится физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах: медико-гигиенической и медико-профилактической, физкультурно-оздоровительной, информационно-прсветительской, образовательной, коррекционной, спортивно-досуговой, экологической и др.

Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. Формирование здорового образа жизни повсеместно используется в воспитательно-образовательном процессе всех дошкольных учреждений. В настоящее время наблюдается интенсивное развитие разнообразных игровых технологий, используемых для сохранения и улучшения здоровья детей раннего возраста. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

В физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста обозначаю занятия на которых решаются задачи физической коррекции детей и выполняются обучающие функции. К примеру, использую тропинку здоровья: «С кочки на кочку». Она представляет собой дорожку, состоящую из мешочков, наполненных различными материалами. Это могут быть горох, фасоль, пшено и другой материал, вызывающие разные ощущения. Использование этого материала играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти занятия способствуют развитию внимания, так как движения по таким мешочкам требует от детей зрительной и моторной сосредоточенности.

Очень эффективны в физкультурно-оздоровительной работе также и дыхательные упражнения, которые вызывают положительные эмоции у малышей, например, «Вертушки на палочках», «Веселый кораблик».

Для совершенствования мышечной системы проводится массаж. В этом случае специальным оборудованием являются мячи-"ежики", прямоугольные пластмассовые кирпичи с выпуклостями, деревянные массажные доски, по которым надо проходить босиком, словно «по кочкам», мягкие диски. Особое внимание уделяется пальчиковой и кистевой гимнастике. Для такой гимнастики используется мягкий мяч размером 20 см, маленькие мячи диаметром 5 см.

На кистях располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Можно проводить с ребенком игры – упражнения с использованием различных предметов, они помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.

При выполнение этих упражнений оптимизируется чувствительность рук детей, совершенствуется мелкая моторика.

Механическая гимнастика (пассивный массаж) выполняется взрослым. Пассивный массаж можно делать с помощью разнообразных контрастных средств: жестких и

мягких щеточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков, тканей различной фактуры.

Используется босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию.

Ребенок должен учиться чувствовать свое тело и управлять им. Этому способствуют массажные коврики с различной фактурой.

Наполненный тысячами ярких разных шариков, бассейн дает совершенно необычные ощущения для малышей. Барахтаться и перемещаться в такой «воде» для детей – настоящий праздник.

В группе имеется многофункциональное игровое физкультурное оборудование: мягкие модули разного цвета и формы, мячи.

Наша физкультурно-оздоровительная работа включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности, создание научно обоснованной системы закаливания. Вся работа ведется на диагностическом обследовании. Диагностическая работа проводится 2 раза в год в виде игровых ситуаций, в интересной и занимательной форме. Данные сравниваются с результатами предыдущего обследования и со стандартами, а затем анализируются педагогами, выявляя причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей.

В результате использования традиционных и нетрадиционных форм физкультурно-оздоровительной работы мы сумели достичь следующих результатов.

1. Повышена сопротивляемость организма воздействию неблагоприятных внешних факторов, снижена заболеваемость.

2. У детей формируются эмоционально-волевые и нравственные качества необходимых для успешной адаптации в детском саду.

 

Список литературы:

1. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. "Основные положения программы" 'Здоровый дошкольник'// Ж. 'Обруч', 1996, N 1. - С. 5-6

2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. -М.: Просвещение, 1981.

3. Лайзане С.Я. "Физическая культура для малышей". - М.: Просвещение, 1987.

4. Маханева М.Д. "Воспитание здорового ребенка". - М., 2000.

Опубликовано: 17.10.2015