Социально-педагогическая деятельность по развитию творческого потенциала младших школьников

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Рыбина Тамара Евгеньевна

Организация: КГУ

Населенный пункт: Курганская область, г. Курган

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Для ребенка творческий потенциал играет большую роль, дает уникальные преимущества:

1. Возможность для самовыражения;

2. Свобода мыслей и действий;

3. Радость от воплощения собственных идей;

4. Избавление от скованности и неуверенности;

5. Творчество стирает границы в общении .

Основная проблема нашего исследования – улучшение уровня творческих способностей младших школьников для способности открытия детьми нового знания, появление у них новых мотивов, целей учебной деятельности, овладение ими новыми (для личности) способами деятельности, развития импровизационности, как способности внезапно принимать решение, расширения поля интеллектуальной активности, креативности, плодотворность в учебно-познавательной деятельности. Для решения проблемы нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методологическую литературу по данной теме.

2. Выявить наиболее эффективные методики способствующие определению творческого потенциала школьника.

3. По результатам эксперементального исследования разработать наиболее полезную программу, способствующую развитию творческих способностей и креативности младших школьников.

Для решения первой задачи мы изучили что такое творческий потенциал ребенка, выявили особенности развития творческих способностей у младших школьников, изучили историю исследований по нашей теме.

Выявляя эффективные методики диагностики творческого потенциала, мы учитывали возраст наших респондентов 10-11 лет, и подобрали для них наиболее подходящие методики (методику Дэвиса и методику Дукаревич).

Для решения третьей задачи нами была разработана программа, способствующая повышению творческого потенциала младших школьников. Преобразовательной целью нашего эксперимента была проверка гипотезы.

Экспериментальная работа проводилась на база СОЛКД «Лесники» в июне – июле 2014 года. В качестве испытуемых нами был выбран 2 отряд из 25 человек в возрасте 10-11 лет. Исследование наше носило констатирующий, формирующий и контрольный характер.

На первом этапе эксперимента нами был изучен уровень творческого потенциала респондентов. Для выявления творческого потенциала нами были предложены две методики: методика Дэвиса и методика Дукаревич «Несуществующее животное».

Исследования показали, что высокий уровень творческих способностей имеют 4% респондентов, средний 42%, а преобладающее число детей – 52% имеют низкий уровень развития творческихспособностей.

На втором этапе эксперимента нами была разработана и реализована программа, главной целью которой являлось развитие творческого потенциала младших школьников. В рамках программы нами были проведены занятия с детьми испытуемой группы.

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика творческих способностей младших школьников, нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Результаты исследования показали, что среднее число респондентов, имеющий высокий уровень развития творческих способностей возросло на 2%, имеющих средний уровень развития – на 14%, соответственно, среднее число

респондентов имеющих низкий уровень развития творческих способностей уменьшилось на 14%.

Динамика изменения творческого потенциала младших школьников оказалась позитивной.

Мы можем считать цель нашего исследования достигнутой, потому что предложенная программа способствовала росту уровня творческого потенциала младших школьников, что доказывает правильность выдвинутой нами гипотезы и решение поставленной перед нами проблемы.

Опубликовано: 24.10.2015