Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Погодина Наталия Николаевна

Организация: ГБОУ НПО РО ПУ №96

Населенный пункт: Ростовская область, Ст. Каргинская

      В основе практики педагогической работы не предметные компетенции по иностранному языку, а ключевые компетенции, как более широкие, универсальные. Именно они дают возможность для формирования обучающегося как субъекта учебной деятельности  и воспитания его личности.

    Ценностно - смысловая компетенция.

    Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития ее качеств, уяснение общечеловеческих принципов.

    Уроки иностранного языка – благодатная почва для этого, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Обучающиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

    Несколько примеров подобных заданий.

     Тема «Бедность: причины и следствия».

    Дискуссия «Как бы ты решал проблему бедности?»

    Вариант рассуждения ученика:

     It’s pity that in our country there are a lot of poor people. There are some causes of poverty: unemployment, low-paid jobs, debts, a bad education. Effects are: stresses, bad health, bad housing conditions. In my opinion, we must struggle against these things. If I developed target programs I would suggest some innovations. First I would construct special houses for homeless. For poor children would make privileges for entering schools and high schools.

     Тема «Телевидение в нашей жизни».

      Задание. Ты – член дискуссионной группы, участвующей в телепередаче на тему «Насилие на телевидении». Вырази свою точку зрения по этой проблеме.

      Вариант рассуждения ученика:

      I think it is impossible to imagine our life without TV because it gives us a lot of possibilities: to be well-educated, to learn foreign languages, to know interesting things about famous people, animals, plants. Television seems to be a very useful thing for people. But it is worth saying that television has its disadvantages. A lot of people are fond of TV, especially children. They like to watch cartoons, films for children, but they also watch cruel films such as action films or films about criminals. These films influence their mind. A lot of children watch TV instead of walking or playing…

      В практике педагогической работы учитываются индивидуальные особенности обучающихся, их способности и склонности. Чтобы результат обучения был действительно качественным, обучающийся должен двигаться по индивидуальной образовательной траектории.

     Так, например, обучающийся на протяжении всего обучения проявляет отличные способности в области изучения иностранного языка. Его интересы часто выходят за пределы программного материала в плане лексики и грамматики, кроме того он интересуется историей, страноведением. В этом случае преподаватель разрабатывает для него индивидуальную  образовательную программу.

      Обучающийся охотно выполняет задания сверх программы, поскольку они отвечают его интересам, демонстрирует на уроках повышенные знания лексики и грамматики, а другие дети, видя его успехи, стремятся достигнуть его уровня.

      Общекультурная компетенция.

      Выполнение этой задачи позволяет обучающимся приобщиться к диалогу культур, вырабатывает у себя толерантность. Вот тематические задания, которые можно выделить как типичные.

  1. Тема «Праздники».

   Важен современный взгляд на традиционные праздники – от языческих (Ивана Купалы) до христианских и католических (Рождество, Пасха, Хэллоуин).

   Задание. Прочти интервью, взятое у Роя и Лидии. Реплики перемешаны. Определи, какие слова принадлежат Рою, какие Лидии. Охарактеризуй их отношение к Рождеству. Что ты думаешь о традициях Рождества?             

2) Тема «Семейный обед».

    Здесь прослежены общекультурные традиции приемов пищи с первобытных времен до современности. Обучающиеся узнают об исторически сложившихся обычаях поведения за столом в викторианской Англии.

    Задание. Прочти текст и сделай сообщение по двум вопросам:

- отношение к детям во время семейных трапез в викторианской Англии;

- отношение детей к этим обедам;

- как ты думаешь, изменились ли отношения между членами семьи во время семейных обедов в настоящее время? Каковы ваши семейные традиции за столом? 

        Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки. Дети имеют возможность познакомиться с большой группой английских пословиц,  к которым они увлеченно и с интересом подбирают русские эквиваленты.

        Вот некоторые из них:

        No man is born wise and learned – Мудрецом и ученым не рождаются.

        Wit is better than wealth – Ум дороже богатства.

        Money has no smell – Деньги не пахнут.

        All is not gold that glitters – Не все золото, что блестит.

      Дети очень живо реагируют на темы, связанные с их досугом, интересами, увлечениями. Обсуждая это, они учатся грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения. В частности, дети любят беседовать о периодической печати, делятся впечатлениями о любимых журналах, спорят, какие из них наиболее привлекательны. В такой форме – форме оживленного общения, организуется итоговый урок на тему «СМИ».

      Безусловно, важны уроки и мероприятия, в игровой и развлекательной форме приобщающие детей к обычаям и традициям стран изучаемого языка. Примером могут быть такие мероприятия, как вечер «Хэллоуин», представленный в виде фильма с традиционными персонажами (ведьмы, колдуньи),  урок – телепередача «Знакомая и незнакомая Британия».

       Элективный курс «Иностранный язык и основы страноведения. История Великобритании».

      Данная экспериментальная программа рассчитана обучающихся старшей ступени в объеме – 18 учебных часов.

     Цель программы – повысить интерес к стране изучаемого языка, к ее истории, обогатить словарный запас лексикой, выходящей за рамки программы.  Обучающиеся могут выработать навыки межкультурного общения,  углубить знание обычаев и традиций разных периодов Великобритании.

     В процессе обучения по данному профильному курсу обучающиеся имеют возможность приобрести детальные знания об истории возникновения государства на Британских островах, об истории королевских династий.

     Учебно – познавательная компетенция.

    Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающегося обучения, формированием навыков учебной деятельности.

    Начиная очередную новую тему, обучающиеся вместе с преподавателем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.

     Типичные вопросы при обсуждении:

     - в какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?

    - какими способами я буду достигать цели?

    - какие средства мне для этого понадобятся?

     К примеру, при изучении темы «Моя будущая профессия» у обучающихся есть возможность обсудить предпосылки выбора профессии, изучить перечень необходимых качеств для той или иной профессии, научиться писать резюме в требуемой форме. Как правило, приобретение таких знаний обучающиеся считают для себя важным и значимым. Они понимают, что для достижения высокого уровня обученности им необходимо овладеть определенным словарным запасом, грамматическими структурами, а также компетенциями общекультурного характера.

      Чтобы правильно определить свой уровень и программу дальнейших действий, у обучающегося должна быть достаточно развита самооценка. Эта система работает на всех ступенях обучения.

      Первоначально предлагаются задания подобного типа.

      Прежде чем выполнять задание, подумай и предложи, насколько успешно ты с ним справишься. Можешь использовать знаки «!» (отлично), «+» (хорошо), «-» (плохо).

      После того, как задание выполнено, обучающимся предлагается еще раз оценить правильность его выполнения, указав это повторно знаками. Тем самым, можно увидеть степень объективности своей самооценки. Также ребята получают навыки оценивания работы своего товарища. Затем работы оцениваются преподавателем, и результаты всех трех оценок обсуждаются вместе.

     Когда обучающиеся выходят на старшую ступень и уровень их самооценки становится достаточно  адекватен, им предлагается время от времени оценивать уровень владения языком по таблице самооценки.

     Формированию навыка рефлексии способствует самопроверка обучающимися собственных работ. Они получают выполненную ими работу (сочинение, грамматический тест) проверенной, но без исправленных ошибок. Преподаватель подробно обсуждает  ними ошибки, дети выполняют работу над ошибками, возможно систему упражнений, направленную на лучшее усвоение материала. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.

     Позитивно способствуют развитию самооценки разноуровневые задания, дифференцированные по уровню сложности.

      Информационная компетенция.

      Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции.

     На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей. Они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них жизненной потребностью. Поэтому обучающиеся, получая задание написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов. Естественно, что для выполнения подобного задания дети прибегают к помощи современных СМИ, таким образом, совершенствуя свою информационную компетентность.

     К примеру, работая над темой «Кумир, которым я горжусь», некоторые обучающиеся пользуются Интернетом, где есть масса биографических сведений о жизни современных «звезд». Дети с удовольствием обмениваются информацией по данному вопросу.

    Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы, повышение познавательной активности и мотивации.

     Обучающие компьютерные программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения. Это «Репетитор», «Профессор Хиггинс» и многие другие, созданные для самостоятельного освоения иностранного языка в домашних условиях. Оптимальным является фрагментарное использование этих программ в зависимости от цели урока.

     Программа «Профессор Хиггинс» ставит цель – научить учащихся английскому языку, а именно: произношению, правильности чтения и умению распознавать звуки, слова, речь на слух. Практические разделы ее состоят из тренировок произношения слов, фраз, скороговорок, пословиц, диалогов.

     Примеры заданий:

     1. Тренировка букв, звуков; фраз и интонации (повтор за автором).

                                                   [ei]

                               Haste makes waste.

                               It may rain today.

                               Make haste.

                               Save your pains.

                               Kate’s mainly to blame.

       2. Тренировка на слух.

       Распознать слово на слух и выбрать его перевод из списка (или показать слово и найти его перевод).

      3. Поговорки.

     A bad workman blames his tools – плохому танцору ноги мешают.

     A bird in the hand is worth two in the bush – лучше синица в руке, чем журавль в небе.

     (Произносится, затем дается перевод.)

     4. Скороговорки.

     What noise annoys an oyster?

      How much wood would a woodchuck chuck, if a woodchuck would chuck wood?

     Итак, уроки с использованием компьютера всегда вызывают интерес и оживление обучающихся.

     Коммуникативная компетенция.

     Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Добиться формирования данной компетенции возможно по следующим направлениям.

    Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажите о себе», «Поделись своими мыслями на тему…» и диалогической речи. Последний вид работы постоянно практикуется на уроках.

      Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые темы: «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец-покупатель) и т.д. Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и  речевые клише в частности, он еще способствует формированию компенсаторной компетенции.       Обучающийся учится выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

     В письменной речи о сформированности коммуникативной компетенции можно говорить, когда ребенок способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию.

    На старшей ступени условия заданий усложняются. Теперь обучающийся умеет не только сообщить о себе, но и подобрать те сведения, которые интересны его собеседнику. К примеру, дети овладевают очень полезной компетенцией – умением писать резюме. Они знакомятся с условиями задания.

    - Ты собираешься устроиться на работу. Как ты думаешь, что твоему работодателю необходимо узнать о тебе?  Напиши все нужные сведения, не забывая о том, что ты должен заинтересовать того, к кому обращаешься.

      Обучающиеся осваивают форму составления резюме, анализируют неудачные варианты, после чего пробуют силы в составлении подобных деловых писем. Такая практика дает детям шанс обдумать профессиональную пригодность, если они уже выбрали будущую профессию.   

     Социально – трудовая компетенция.

     В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально-трудовая компетенция. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, - очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.

      Основной способ – ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, от самых простых ( «Узнай у прохожего, который час») до более сложных («Твой друг собирается пройти собеседование  с работодателем. Он никогда раньше не бывал в таких ситуациях и очень нервничает. Обсуди с ним возникшую проблему, попробуй дать несколько советов»), обучающиеся не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, они готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе.

      Компетенция личностного самосовершенствования.

      Личность обучающегося, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции. В данной формации большую роль играет сам педагог, его стиль общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.

     Размышляя над целями уроков, нужно продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение.

     К примеру, работая над темой «Спорт», дети знакомятся с различными точками зрения спортсменов-любителей, профессиональных спортсменов. Другая сторона области спорта (тяжелые перегрузки, нечестность в спорте, прием запрещенных препаратов) часто остается «в тени». Обучающиеся имеют возможность «пропустить эту информацию через себя», задуматься над своими ощущениями, определить свое отношение в данной ситуации.

     Возможность развития данной компетенции наличествует при работе над любой темой. Поиск таких возможностей – одна из важнейших задач педагога.           

                                                    Литература

  1. Вторина,Е. Проблемы профессиональной компетентности учителя, Томск-2002.
  2. Ключевые компетенции и образовательные стандарты-М.: Центр «Эйдос»,2002.
  3. Омбоева, Н.А. О средствах формирования межкультурной компетенции в процессе преподавания английского языка - Волгоград: Перемена, 2003.
  4. Штарина А.Г. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков – Волгоград: Учитель, 2011.  
Опубликовано: 03.03.2015