Воздействие сказки на развитие речи детей дошкольного возраста

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Леонова Татьяна Николаевна

Организация: ГБОУ СОШ пос Просвет СП Детский сад «Мишутка»

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Рощинский

Е.А.Флерина, О.С.Ушакова, великие педагоги, разрабатывали теорию и методику развития дошкольников средствами литературы.Е.И.Тихеева многократно отмечала в своих трудах, что для успешного развития речи дошкольников педагоги, как можно шире и глубже должны использовать произведения художественной литературы и устного народного творчества.

Сказка является важным социально-педагогическим средством формирования личности. Совершенно верно отмечала Ю.А.Лебедева, "любая сказка ориентирована на социально – педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит".

Е.А.Флерина писала о доверчивости детского восприятия, дети, слушая сказки сами становятся героями и мысленно действуют, и борются с отрицательными персонажами, как правило детям больше нравятся положительные герои, им больше нравится, когда сказка заканчивается удачно и герои тоже удачливы.

Известные русские и советские педагоги всегда отмечали и высоко оценивали воспитательную и образовательную роль сказок и считали необходимым применять этот бесценный материал в педагогической деятельности.  К.Д.Ушинский, величайший педагог всех времён, в своей педагогической деятельности использовал сказки, потому что считал их исключительным материалом для воспитания. Большую любовь и привязанность детей к сказкам Ушинский объяснял тем, что в народном творчестве. в сказках присутствует простота и наивность, они легки и добродушны и всё это соответствует детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя – народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы".

Коммуникация – важнейшая функция человека, бесспорно ей принадлежит ведущее место. Внимание, память, воображение, мышление, -все эти психические процессы начинают формироваться при речевом развитии. При речевом общении возникает потребность для развития различных форм деятельности (игровой, трудовой, учебной).

Внимание психологов, медиков, дефектологов, педагогов направлено на дошкольников. Почему?  Дошкольный возраст –основная и самая ответственная   ступень умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Любой дошкольник свои мысли обязан и должен излагать содержательно, грамотно, правильно.

Младший дошкольный возраст –это начало жизненного пути, но уже здесь закладывается первый кирпичик для познавательно-речевой деятельности, для понимания благородства человеческого духа, и уникальности природы. И необходимо. чтобы этот путь был неразрывно связан и озарён ярким солнцем народного творчества. 

На протяжении веков народом было проверено, что сказка, быль, потешка считаются   уникальным средством для воспитания. Они представляют собой высочайшую педагогическую уникальность. А так как дети и сказки неразделимы и в воспитание, и в образование дошкольников необходимо включать знакомство и изучение сказок своего народа.

Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Почему сказка для детей всегда имеет интерес и волнует их своим содержанием? Потому, что в содержании сказки всегда есть борьба добра и зла, вымышленные и реальные образы, яркий интересный, понятный детям язык, все события, происходящие в сказках понятны и доступны маленькому человеку, волнуют его, заставляют сопереживать и оказывают влияние на становление нравственно здоровой личности ребёнка. Благодаря сказкам у дошкольников формируются более правильные и всесторонне глубокие знания об окружающем мире. Можно сказать, что сказка в руках педагога мощный инструмент в воспитании.

В сказке мы можем видеть изобилие традиций, премудрость народную, а также красоту языка. Как замечательно у Ершова «Это присказка –пожди, сказка будет впереди». Благодаря сказкам у детей развивается воображение, происходит развитие и обогащение словаря. А развитие речи способствует познанию окружающего мира и развивает ребёнка как личность. Поэтому рассказывание, чтение и пересказ сказок сильно влияет на развитие и становление правильной и красивой речи дошкольников.

Часто педагоги целью своей деятельности ставят развитие речи детей дошкольного возраста через художественное слова и в частности через восприятие сказки.

Чтобы успешно подходить к цели ставятся задачи:

1.Формировать у детей любознательность к сказкам.

2 Развивать умения сосредоточенно и с интересом слушать сказки;

3.Развивать чувства сопереживания героям сказки, оценивать их поступки.

Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах:

1.             Применение сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка)

2.             Продуктивная деятельность (рисование) по мотивам сказки (свободные ассоциации проявляются в рисунке)

3.              Анализ поведения и мотивов действий персонажа (является поводом к анализу ценностей поведения человека, который «хорошо - плохо»)

4.               Театрализация фрагментов сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции)

5.              применение    сказки как притчи -  нравоучения (подсказка варианта разрешения ситуации)

6.              Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой)

Какие же формы и методы можно применить   при работе с дошкольниками при изучении сказок, конечно, чтение и рассказывание, обязательно знакомство с авторами текста, художниками- иллюстраторами, заучивание наизусть отрывков или всего текста, рассматривание иллюстраций в книжном уголке при самостоятельной деятельности, игры-импровизации, беседа, использование различных театров (пальчиковый, теневой, бибабо настольный и т. д), тематические и творческие вечера.

Любое художественное произведение, а в частности сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.

Если обобщить всё сказанное можно с уверенностью считать, что сказки помогают в получении и закреплении детьми знаний об окружающем мире, а также   воздействуют на нравственное воспитание. Дошкольники улучшают логическую память, у них усовершенствуется творческое воображение, вырабатываются и расширяются художественные возможности, у многих начинают проявляться актёрские способности.

Одной из первейших задач дошкольного воспитания является развитие коммуникативных способностей и благодаря сказкам при правильном их использовании в воспитании идёт развитие исследовательских навыков, любознательности, дети учатся общаться и со взрослыми, и со своими сверстниками и это всё ведёт к изменению в лучшую сторону их коммуникативных качеств.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. - №8. – С.34-41.
  2. Сказка как источник творчества детей. / Научный руководитель Ю.А.Лебедева. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288с.
  3. Токмакова И. Поиграйте с ребятами в сказку! // Дошкольное воспитание. – 2000. - №5. – С.111-123.
  4.  Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 56с.
Опубликовано: 10.12.2015