Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с нарушением интеллекта

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Сенникова Лариса Владимировна

Организация: МБДОУ № 81

Населенный пункт: Иркутская область, г. Ангарск

Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья. Поэтому, главное, в чём мы должны помочь детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми. Известно, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.

         Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10-12см (скачкообразно).

          С периодом вытяжения иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребенка. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.

         По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год.

         Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

         Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием. Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых.

         Здесь уместно обратить внимание на само понятие «здоровье». Педиатры (А.Ф. Виноградов и др.) определяют здоровье как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствие каких–либо болезненных изменений. Здоровье – это возможность оптимально выполнять адекватные возрасту биологические и социальные функции.

         Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа и в семье, и дошкольном образовательном учреждении.

         В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром. И именно детский сад может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.

         Проект ФГОС дошкольного образования определяет следующие задачи в образовательной области «Физическое развитие»: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании при формировании полезных привычек). Что же включает в себя понятие "здоровый образ жизни"?

 

Здоровый образ жизни - это:

  • рациональное правильное питание: правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями его пищеварительной системы.
  • рациональный режим дня: правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.
  • рациональная физическая нагрузка, двигательная активность: обеспечение педагогами ДОУ достаточной, соответствующей возрастным способностям двигательной активности детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения, а так же контроль за умением детей сохранять правильную осанку.
  • закаливание и другие оздоровительные мероприятия - это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.
  • личная гигиена, воспитание навыков и привычек здорового образа жизни: формирование у детей таких навыков как: полоскание рта после каждого приёма пищи, чистка зубы утром и вечером, сон в облегчённой форме, ежедневное обтирание прохладной водой, разминка после пробуждения, умение избегать опасных ситуаций, умение расслабляться и гасить отрицательные эмоции, мытье рук перед едой и после посещения туалета, ежедневная смена нижнего белья, носовых платков.
  • положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении

Известно, что работа педагогов ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни должна носить комплексный характер, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, мою, как преподавателя изобразительной деятельности, внедряются , которые помогают решить эти важнейшие задачи. В системе дошкольного образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий во время проведения непосредственно образовательной деятельности, в том числе и в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Чтобы ребята не уставали на занятиях, уходили с них бодрыми, веселыми и захотели снова посетить их, необходимо создать условия для здорового развития воспитанников:

  • соблюдение организационно-педагогических условий проведения занятия: плотность, чередование видов деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; дети по мере необходимости могут вставать из-за столов, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);
  • проведение разминок перед началом художественной творческой деятельности, упражнений для снятия напряжения, гимнастики для глаз, физкультминуток, ведь вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению школьников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста;
  • обеспечение двигательной активности (по мере возможности проводить подвижные дидактические игры, например, «Встань, если догадался», «Отнеси картинку к определенной форме», «Построй фигуру» и т. д);
  • контроль за позой ребенка во время занятия (постоянно следить за осанкой детей, предлагать им работать стоя, если им так удобно, и если это возможно);
  • соблюдение психологического климата в группе или изостудии (взаимоотношения на занятии: комфорт, сотрудничество, учет возрастных особенностей); наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, в начале занятия, подбадривающие слова в процессе выполнения задания);
  • наличие мотивации деятельности детей на занятии (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);
  • оформление интерьера кабинета должно соответствовать нормам Санпина: соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (следить за чистотой, температурой и свежестью воздуха, освещением группового помещения).

         Продумывая занятия, необходимо спланировать, как можно больше использовать зрительно-пространственную активность детей. Достигается это за счет максимального удаления от глаз ребенка дидактического материала. Дети всматриваются вдаль и тем самым снижают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.

         Важной особенностью при проведении занятий по художественно-эстетической деятельности дошкольников является использование элементов цветотерапии: полотно зеленого цвета, выполнение эскизов желтым мелом и т.д., это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания.

         Из опыта работы с нетрадиционными материалами, такими как: поролон, восковые мелки, гофрированная бумага, листья деревьев, пряжа, могу сделать вывод, что использование их позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей. А нетрадиционные способы рисования: монотипия, кляксография, рисование пальчиками, ладошками, и т.д. развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность.

         Следует помнить, что при длительном рисовании, лепки необходимо проводить с детьми упражнения для мышц рук, пальчиковую гимнастику, дошкольники с удовольствием воспринимают музыкотерапию. Поэтому на занятиях по рисованию, лепке рекомендуется использовать классическую и современную мелодичную спокойную музыку, у детей сразу поднимается настроение, они становятся более спокойными, увлеченными творческим процессом.

 При выборе тематики нужно обратить внимание на такие темы как: «Дети делают зарядку», «Мы любим спорт», «Мои олимпийские игры», «Зимние забавы» и другие темы, отражающие стремление детей и взрослых быть здоровыми, заниматься спортом, вести активный образ жизни.

         С целью приобщения детей с нарушением интеллекта к здоровому образу жизни я вместе с детьми создала «Уголок здоровья», где представлена наглядность (схемы, рисунки, плакаты), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка. В «Уголке здоровья» в различной форме представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, кожей и др.

         Таким образом, содержание работы по приобщению детей с нарушением интеллекта к здоровому образу жизни может и должно решаться средствами изобразительной деятельности.

 Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья:

  • формирование уверенности в себе, в своих способностях,
  • самоидентификации в творческой деятельности,
  • целенаправленность деятельности в целом,
  • укрепление здоровья детей.

 Все мы, взрослые: родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

 

 

 

 

 

 

 

Основная литература:

  1. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
  3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.
  4. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.
  5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
  6. Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.
  7. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
  8. «Здоровье детей - здоровье нации». Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.

Дополнительная литература:

1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. –М. 2007.

2. Дубровская Н.В. Витражи из цветной бумаги. – С-Пб.2009.

3. Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. – С-Пб.2009.

4. Мукасоли и козули. Несъедобные и съедобные изделия из теста. -

С-Пб.2004.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники.- Москва. 2006.

6. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство-ославль. 1997.

7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.- Ярославль. 2004.

     8. Павлова. М.А., Лысогорская.М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного  

        образовательного учреждения: модели программ, рекомендации. – Волгоград:   Учитель, 2009. С 34.

     9. Румянцева. Е.А, Необычное рисование. – М.: Дрофа, 2006. С. 4 – 12.

Опубликовано: 14.12.2015