Использование самодельных рукописных книг для развития интереса к художественной литературе и чтению детей дошкольного возраста

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Гарипова Анжелика Анатольевна, Насибуллина Насима Ямгутдиновна, Вагапова Разалия Равильевна

Организация: МДОБУ детский сад №7

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

В современном образовательном пространстве особо остро стоит проблема вовлеченности семей в процесс воспитания и образования детей, ощущается «скидывание» проблемы на образовательные организации, развивающие центры и кружки: родители устают на работе и дома не хотят заниматься со своими детьми, ограничивают общение совместным «присутствием» в одной комнате и просмотром телевизора, считая, что развивают их детей специально подготовленные люди в детских садах, школах и т.д.

Практика совместного домашнего чтения утрачивается (анализ анкетирования родителей группы показал, что ежедневно читают дома детям лишь 9 чел. (32%), играют в познавательные игры – 6 чел. (21%), разговаривают о прошедшем дне (именно разговаривают, беседуют, а не выслушивают молча) – 13 чел. (46%)), а ведь формирование речи дошкольника происходит в основном в семье.

Самым лучшим и действенным способом научить ребенка читать и любить книги является личный пример. Маленькие дети очень хотят быть похожими на своих родителей, и они повторяют практически все их действия. Если родители сами не любят читать, и в доме нет ни одной книжки, то ребенок никогда не поймет нужность и полезность чтения книги. Чтобы ребенку привить любовь к книге, нужно с самого раннего детства читать малышу детские книжки. Они должны быть красочными, с яркими красивыми картинками, с изображением животных и букв. Ребенку должно быть интересно рассматривать картинки. Во время чтения таких книг ребенок, как правило, узнает, как выглядят животные. Если в книжке есть большие красивые буквы, то ребенок попутно изучает буквы. Маленьким детям все интересно, и они с удовольствием читают книжки вместе с родителями. Если ребенок с самого детства привык читать книги, сначала вместе с родителями, а затем самостоятельно, он всегда будет интересоваться новыми книгами и новой информацией. Он просто не будет себе представлять жизнь без литературы. Со временем ребенок не просто будет читать книги, но и научится анализировать прочитанное, ему будет интересно высказать свое мнение по отношению к сюжету.

Чтение книг с раннего возраста поможет ребенку и во взрослой жизни. Чем больше ребенок будет читать, тем легче он будет воспринимать обучающую информацию в школе, ориентироваться в информационном потоке и в общественных отношениях.

Значение чтения книг для развития ребенка понимают все, и педагоги, и родители. Но на фоне современных технических средств и устройств (компьютеров, планшетов, телевизоров) книга бледнеет и неинтересна для ребенка, он не осознает богатства и ценности знаний, заложенных в ней, не хочет разглядывать статичные картинки и читать буквы, чтоб услышать слово.

Эту проблему должны решать мы, взрослые. Привычку читать необходимо формировать не только у ребёнка, но и у родителей, поэтому нами выбрано направление, которое повысит интерес к книге, к чтению.

Самодельная рукописная книга – это результат совместных творческих усилий всей семьи, и родителей, и детей, прекрасный повод для общения детей и взрослых, повод детям гордиться своими родителями и уважать продукт своего труда, а родителям – повод вырасти в глазах своих детей, показать, что не только воспитатель или специалист в развивающем центре умеет выдумывать, рисовать, вырезать и клеить, но и мама с папой тоже.

В процессе работы над самодельной рукописной книгой родители берут на себя роль изготовителя книги, оформителя, писателя и сказочника. Ребенок же выступает не сторонним наблюдателем, а активным помощником. Именно ребенок придумывает основную сюжетную линию сказки, определяет, как выглядят герои и обстоятельства, рисует образы и места действия. При этом, когда ребёнок будет листать данную книгу, будет развиваться его речь, мелкая моторика.

Кроме того, слушание этих книг будет благотворно воздействовать на развитие ребёнка; познакомит его с процессом изготовления книги, будет способствовать возникновению более устойчивых знаний через непосредственное участие в труде.

Важно поощрять попытки творческих проявлений ребёнка при изготовлении книги (дополнение к рисунку, самостоятельно подбирать цвет, аккуратно заштриховывать).

Совместные беседы – обсуждения плана действия, сочинение продолжения заданного сюжета (что происходит с главными героями, что стало причиной и как, скорее всего, будут развиваться события дальше), сочинение сказок способствует развитию связной речи, памяти, мышления, творческого воображения.

Изготовление самодельной рукописной книги обогащает детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, воспитывает интерес, бережное отношение к книгам, как к результату человеческого труда. И самое главное формирует у детей и родителей интерес к произведениям художественной литературы, чтению книг дома.

 

Используемая литература:

1. Прудовская С. Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. / -М.: Чистые пруды, 2007. -32с. (библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование». Вып. 2 (14) .

2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» М.: Просвещение, 1991г.

3. Елисеева М. Я немножко полежу, да в окошко погляжу/ М. Елисеева //Детский сад со всех сторон. -2000.-№8.

4. Линченко Н. Книга в детском саду/ Н. Линченко //Дошкольное образование. -2003.-№14.

 

Опубликовано: 16.12.2015