Формы проведения урока в классе специальности

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Исмагилова Ольга Александровна

Организация: МБУ ДО ДМШ

Населенный пункт: ЯНАО, Тюмюнская область, г. Муравленко

Урок является основной формой организации учебно-воспитательной работы. Следовательно, педагог должен требовать от учащегося добросовестного посещения урока и быть требовательным к себе.

Работа в классе – это не только занятия музыкой, но и воспитание ученика. Наиболее сильное воспитательное воздействие оказывает личность самого учителя. Учитель должен обладать качествами, достойными этого. Руководя, указывая, настаивая, учитель в то же время обязан прислушиваться к мнению учащегося. Выдвигая определенные требования, он должен быть уверен, что они выполнимы. Нужно замечать и поощрять творческое отношение к музыке, воспитывать самостоятельность. Педагог должен помнить, что первоосновой музыкальных занятий должно быть не техническое развитие учащегося, а его музыкальное развитие, воспитание устойчивого интереса к музыкальному искусству.     

Решающую роль в этом играет соблюдение принципов обучения – последовательности и постепенности. Учащийся должен получать эмоциональное удовлетворение от результатов своей деятельности – конкретных умений. Каждый урок нужно проводить интересно, увлекательно, содержательно. Тогда интерес к музыке станет устойчивым и постоянным.

Требования к проведению урока.

  1. Каждый урок должен иметь цели и задачи.
  2. Каждое занятие должно приносить учащемуся новые знания, умения, навыки.
  3. Урок нужно вести на эмоциональном подъеме, пробуждать чувства учащегося.

Если один урок начинается с проверки домашнего задания, разобранной пьесы или технически сложного пассажа или мелодии в тексте, то следующий урок можно начать с повторения старого материала, игры по слуху, чтения с листа, проигрывания гамм, этюдов. Но нельзя выпускать из виду наиболее важную на данном этапе работу.

Проверяя домашнюю самостоятельную работу, необходимо узнать, какие приемы он использовал при подготовке задания

Одним из условий результативности домашней работы является правильная запись в дневнике. Она должна быть краткой и ясной.

 

 

Формы проведения уроков разнообразны.

Во многом они определяют индивидуальность педагога. Одни педагоги прибегают к словесным пояснениям, другие больше играют. Возникает вопрос о последовательности работы над учебным материалом. С чего целесообразнее начинать урок?

Лучше всего поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и может занять относительно больше времени. Если нужно пройти большой репертуар, целесообразнее на уроке детальнее заняться частью произведений. А на следующем - остальными, ограничившись в отношении первых лишь проверкой домашнего задания и несколькими существенными замечаниями.

На уроке используются различные методы, помогающие понять характер музыки. Чаще – это пение или показ на инструменте.

В классе аккордеона методы преподавания на различных этапах урока  могут быть различными.

С целью воспитания необходимых навыков полезно часть урока отводить для полусамостоятельной работы учащегося, конкретно указав, что и как ему нужно сделать: исправить художественные и технические шероховатости, обратить внимание на ритм, подобрать аппликатуру, или несколько раз повторить эпизод произведения, чередуя игру каждой рукой отдельно игрой двумя руками.

В преподавании игры на аккордеоне наиболее распространенным является метод тренировки (когда педагог добивается от ученика всех своих указаний).

Тренировки могут проводиться по-разному. Возможен прием, когда педагог каждый раз перед его исполнением указывает на недостаток в его исполнении. Можно делать попутные замечания ученику, не прекращая его игры. В некоторых случаях, заметив неточность исполнения, педагог останавливает ученика.

Эти приемы в музыкальной педагогике называется направляющими, попутными, поправочными. Все они тесно связаны между собой.

Делая направляющие указания, педагог ставит перед учащимся определенные задачи в отношении исполнения всего произведения.

Попутные замечания должны быть краткими и своевременными, чтобы учащийся, не прекращая игры, успевал их выполнить. Следует заблаговременно предупредить, что будет p (пиано)  или f (форте).

Нельзя загружать учащегося частыми замечаниями, особенно в то время, когда он выполняет второстепенные задачи (аппликатура, двигательные). Они уместны лишь в том случае, если внимание учащегося не поглощено целиком выполнением игровых задач. Он имеет возможность уделить часть восприятия дополнительным указаниям педагога. Если же игра требует полной концентрации ученика, следует либо изменить прием, либо замедлить темп.

Во время исполнения попутные замечания можно делать и в виде жестов: в одних случаях дирижерскими жестами, указывающими акценты, нюансировку; в других – напоминать указания жестом, как условным знаком, выработанным  самим педагогом.

Указания делают путем вмешательства в техническую работу рук. Можно толкнуть мех во время игры или нажать на палец над той клавишей, на ноте которой надо сделать акцент мехом, либо удержать палец на клавише, когда нужно извлечь протяжный звук на фоне которого проходят подголоски, либо напомнить о скачке, помогая перенести руку.

Попутные замечания удобно делать путем подыгрывания на инструменте или подпевания. Иногда попутные замечания делаются в виде подсчитывания или тактирования или произношения ритмического рисунка. Если ученик плохо считает под свою игру, можно использовать тексты либо играть под исполнение педагога или метронома.

Применяя прием поправочных остановок, когда ученик допустил ошибку, следует помнить, что ошибки могут быть случайными и укоренившимися. Исправление укоренившихся ошибок требует длительной и кропотливой  работы. Между тем, частые остановки выбивают учащегося из состояния сосредоточенности и  увлечения тренировкой.

Обучение на уроке тесно связано с домашним заданием. Для успешной домашней работы следует привить вкус к хорошему звучанию инструмента. Начинать урок желательно с проверки домашней работы и правильности приемов, применяемых учеником. В задание на дом входит работа над художественными произведениями, этюдами, техническими формулами, а так же чтение с листа. Прослушивать на каждом уроке от начала до конца необязательно. Это делается на том уроке, когда ученик впервые приносит разобранное произведение. Здесь педагог должен дать нужные установки о трактовке произведения учеником, уточнить правильность нотного и аппликатурного текста. На последних уроках учащимся исполняются отдельные части произведения. Когда же исполнительские трудности преодолены, следует чаще прослушивать произведение полностью.

 Педагог подводит итог выполненной работы дома, дает ученику творческий импульс и обеспечивает материалом для дальнейшей работы. От навыков, привитых на уроке, зависит продуктивность самостоятельной работы ученика, поэтому урок надо строить так, чтобы домашняя работа стала продолжением классной.

Дома учащийся работает, в основном, над сложными местами в произведении. На уроке с помощью педагога вырабатывает умение охватывать его в целом.

Желательно прослушать до конца все то, что ученик принес на урок. Это позволит составить представление о проделанной работе дома. Ученик настраивается на то, что необходимо играть без остановок. Слушая ученика, педагог обязан запомнить все ошибки и указать на достоинства и недостатки.

Не следует слишком загружать внимание ученика. Неопытные педагоги говорят ученику сразу все, в результате самое существенное остается без внимания. Опытный педагог обращает внимание ученика на самое главное, на общий характер исполнения, на важнейшие детали, на грубые ошибки и лишь постепенно переходит к менее важным деталям.

Очень важно привить учащемуся такое качество, как обдумывание или мысленный охват всего  задания (пьесы, этюда), чтобы своим внутренним слухом как можно более реально представлять звучание того, что предстоит воссоздать.

 Обдумывая произведение, ученик должен вспомнить все замечания педагога, а так же все трудности, которые ему предстоит преодолеть во время исполнения. Необходимо приучить ученика к обдумыванию отдельных мест произведения во время работы. Такое промежуточное обдумывание помогает ученику определить, какие эпизоды были исполнены хорошо и над чем нужно еще поработать. Педагог должен возбуждать интерес к многократному безошибочному проигрыванию произведения или его частей.

Не менее важно приучить учащегося к заключительному обдумыванию. После исполнения произведения учащийся должен мысленно уметь воссоздать его, вспомнить, что прошло удачно и какие детали остались недоработаны. Важно спрашивать учащегося о допущенных им ошибках. Надо так же добиваться, чтобы учащийся мог выполнить ту или иную исполнительскую задачу без предварительных попыток. Прежде чем сыграть, он должен хорошо продумать задачу, взять посильный темп и мобилизовать себя для воплощения авторского замысла. Неудавшиеся попытки могут оставить в его сознании глубокий след и вызвать боязнь за исполнение данного места.

Структура урока.

Своего педагога учащийся считает высшим музыкальным авторитетом, мимо внимания которого не может пройти ни одна шероховатость. Поэтому вполне естественно волнение, испытываемое учеником во время исполнения программы. Состояние, необходимое для сосредоточения и собранности, способствует воспитанию исполнительских качеств музыканта.

Если во время работы над произведением встречаются серьезные трудности художественного или технического плана, можно отказаться от полного прослушивания произведения, зато необходимо внимательно проверять, что сделал ученик с заданной частью или отрывком произведения, избавился ли он от технических трудностей. Важно уяснить, правильно ли ведется самостоятельная работа над преодолением сложных мест.

Слушая ученика, педагог отмечает недостатки его исполнения, восстанавливает в памяти свои указания, и если какие-то из них не выполнены, выясняет, почему именно.

Работа над произведениями – это не только прослушивание их и высказывание замечаний по поводу исполнения. Важно, чтобы учащийся в присутствии педагога поискал нужную звучность, добился лучшего воплощения формы, понял, над чем ему работать дома.

При исполнении следует контролировать игровые движения, звучание и аппликатуру.

Особое внимание надо уделить технически трудным местам. Чтобы помочь учащемуся добиться свободной игры, можно подобрать упражнения на данный вид техники.

Исполнение двумя руками надо чередовать с проработкой каждой рукой отдельно и каждой партии.

Рекомендуется сначала исполнять в медленном и умеренном темпе, стараясь не делать ошибок и остановок.

Выработанный в процессе такого исполнения автоматизм движений будет способствовать уверенной игре и в нужном темпе.

Важно найти правильное соотношение звучания мелодии и аккомпанемента, чтобы выделить мелодию. Примерно одинаковая сила голосов правой и левой клавиатуры вызывает необходимость приглушения аккомпанемента. Это достигается легким, поверхностным нажимом кнопок или неполным выдерживанием длительности нот.

Применение того или другого способа определяется характером произведения. Укорачивание длительностей в аккомпанементе чаще всего применяется в пьесах подвижного характера.

В числе обязательных требований к начинающим музыкантам всегда остается ритмическая согласованность, динамическое равновесие, единство штрихов и фразировки. Без их соблюдения нет полноценного звучания музыкальных произведений. С первых шагов в музыкальной исполнительской деятельности необходимо развивать умение слышать себя, свои обе руки, всю музыкальную палитру, а также быстро реагировать на возникающие изменения: баланс, динамику, темп.

Выбор темпа, фразировки, динамики, штрихов, артикуляции, а также приема ведения меха, аппликатуры, регистра и т.д. – все это определяется характером музыкальных произведений. И все это также зависит от особенностей, возрастных возможностей учащегося. И во всем этом предполагается руководящая роль педагога.

Уже в самом начале работы над произведением надо стараться запомнить его наизусть, чтобы исполнением руководили слуховые представления. Можно заглядывать в нотный текст для того, чтобы уточнить  и проверить текст. Игра только по нотам снижает слуховую активность и притупляет музыкальную память. Для быстрого запоминания пьесы необходимо понять и уяснить ее строение: количество частей, их сходство и различие, последовательность расположения, а также характер движения мелодии и аккомпанемента.

Важнейшую часть работы составляет определение характера произведения и поиски выразительных средств. С этой целью следует чаще отвлекаться от техники игры и вслушиваться в саму музыку. Только поняв, что нужно выразить, можно начать работу над исполнительскими средствами – нюансами, штрихами и т.д.

Большое значение имеет выявление смысловых отрезков, опорных звуков, кульминаций и их динамического соотношения.

Очень полезна мысленная проработка пьесы – то есть мысленное воспроизведение знакомого звучания (на память или глядя в нотный текст). Это способствует более быстрому и глубокому  изучению и запоминанию произведения, помогает ощутить характер музыки.

Одно мысленное проигрывание может быть важнее двух-трех проигрываний на инструменте. Но данный вид работы требует знания клавиатуры и умения представлять игровые действия пальцев.

Нередко можно наблюдать, как исполнение почти выученного произведения раз от разу становится хуже. Причиной тому - заигранность, к которой приводит многократное бесцельное повторение и проигрывание музыкального произведения. Чаще всего заигрываются произведения, исполняемые в быстром темпе. Чтобы избежать этого, рекомендуется время от времени возвращаться к игре в медленном темпе, желательно по нотам.

 

 

Список литературы:

  1. А. Мирек «Основы постановки аккордеонистов».
  2. Баян и баянисты. Выпуск 2.
  3. Г. Завьялов «Баян и вопросы педагогики».
  4. Ф.Липс «Искусство игры на баяне».

 

Опубликовано: 17.12.2015