Взаимодействие педагога начальной школы с гиперактивными учащимися

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Шумилова Ольга Ильинична

Организация: МБОУ «СОШ№1»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Елабуга

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребёнка младшего школьного возраста. А потребность в движении в нём заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными.

             По мнению ученых, ни одно из нарушений поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста не вызывает столько нареканий и разочарований, как гиперактивность. По сути, ребёнок становится заложником своего поведения, своих проблем. Ему не справится с ними без помощи окружающих взрослых (педагогов и родителей). Программа коррекции гиперактивности должна включать как инвариантные (групповые) так и вариантные (индивидуальные) психолого-педагогические методы воздействия. Коррекционный процесс должен быть продолжительным и кропотливым. Поэтому необходимо настраивать педагогов и родителей на длительную работу.

                Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью ―СДВГ) проявляется у детей несвойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью.

Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Скорее можно утверждать, что это ― специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения в определённых структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами (стиль воспитания в семье).

Теории научения, в том числе бихевиоризм, современный поведенческий анализ  и теория социального научения  внесли большой вклад в наше понимание человеческого развития. В этих теориях главное внимание обращается на ситуационные факторы, которые воздействуют на поведение. В них тщательно определяется ситуация  и делаются прогнозы на основе прошлых исследований. Их принципы действительно гораздо проще проверить, чем принципы любой другой теории, а некоторые предсказания  этих теорий многократно подтверждались. Скиннер и его последователи показали, что на многие типы поведения можно воздействовать подкреплением.

Во взаимодействии педагога с гиперактивными детьми в младшей школьном возрасте должна быть включена работа с нарушениями эмоциональной сферы, нарушения в сфере межличностного общения, нарушения поведения. При этом коррекционный процесс должен быть продолжительным и кропотливым.

При организации учебного и воспитательного процесса с гиперактивными учащимися педагог должен использовать инвариантные и вариантные (индивидуальные) психолого-педагогические методы (приёмы саморегуляции, самомассаж, групповые игры для развития быстроты реакции, координации движений, подвижные игры с использованием сдерживающих моментов и т. д.). В них делается акцент на следующие умения ребёнка: концентрация внимания, доводить начатое до конца, контролировать свои движения, снимать мышечное напряжение, контролировать свои эмоциональные проявления, расширять поведенческий репертуар во взаимодействии с взрослыми и сверстниками. В качестве основного вариантного психолого-педагогического метода взаимодействия педагога с гиперактивными учащимися предложим технику оперантного обуславливания (положительного подкрепления), так как к негативным методам воздействия (ругань, одёргивание и т. д.) дети с СДВГ невосприимчивы.

При использовании учителем в своей работе этой техники в качестве разнообразных положительных стимулов могут служить похвала, ласка, положительное внимание и многое другое, что не требует ни напряжения, ни материальных моральных затрат со стороны взрослых. Применение оперантного обуславливания (положительного подкрепления) с гиперактивными детьми необходимо использовать педагогам в младшем школьном возрасте, как технику, доказавшую свою эффективность.

Дети, страдающие гиперактивностью, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа сними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в школе и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными. Метод положительного подкрепления призван помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребёнка, её рациональной организации, что будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т/ Б.Г.   Ананьев. – М., 1980.
  2. Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. СПб.: Питер, 2004 – 218с.
  3. Барташникова И.А. Учись играя/ И.А. Барташникова, А.А. Барташников.- Харьков.: Фолио, 1999.- 105 с.
  4. Беркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. СПб.: Питер, 2004 – 218 с.
  5. Блейхер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В.М. Блейхер, Л.Ф. Барлачук.- Киев, 1978.- 140 с.
  6. Бом Э. Руководство по психодиагностике / Э. Бом.- М., 1977.- 114с.
  7. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. -
Опубликовано: 22.12.2015