Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Ячменева Людмила Викторовна

Организация: МКОУ «Школа-интернат №1»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Киселевск

Современная педагогическая технология в образовательно-воспитательном процессе - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя, т.е. содержательная техника реализации учебного процесса.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а именно  умственно отсталыми  учащимися, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание педагогами школы- интерната традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся, воспитанников познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательно - воспитательном процессе.
        В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

 Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Технологии коррекционно-развивающего  обучения позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

  • совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие различных видов мышления;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

На каждом уроке в школеVIIIвида педагогами ведётся коррекционно-развивающая работа. Излагаемый материал должен быть научным, доступным, достоверным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт обучающихся и, конечно, же на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход

Объяснительно – иллюстративные технологии  применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Игра – по утверждению философов – это особый феномен детства, поскольку именно игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в образовательно-воспитательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, психотехнические.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: например, с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности; компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Личностно-ориентированные технологии в школе- интернате направлены на организацию образовательно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint, PowerPoint, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.
Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях.

К инновационным технологиям относится  арттерапия ( музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, оригамитерапия)  
           Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная (коррекционная) школа VIII вида.

Учителя используют метод презентаций, как способ эффектного и современного преподавания учебной  информации.   На   уроках письма, математики, чтения,  географии, истории, трудового  обучения  учителя могут  использовать  элементы компьютерных тренажеров, тестов при наличии  соответствующих условий.

Использование  компьютерных и  ауди – визуальных  технологий  в   организации внеклассных   воспитательных мероприятий   стало  неотъемлемой  частью  воспитательного  процесса значительно  повышающего  его  качество,  что  делает   процесс обучения и воспитания  более  современным  разнообразным и  насыщенным.

 При использовании активных технологий  обучения  в процессе организации обучения  учителями используются: проблемные вопросы, программированные задания, дифференцированные задания по карточкам на этапе проверки и закрепления знаний, дидактические игры. Весь этот дидактический материал обеспечивает разные виды помощи (организующую, стимулирующую, обучающую) в процессе формирования мыслительных операций.

Вывод: коррекционно-развивающие технологии, применяемые в коррекционной  школе   8 вида, должны  содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что обеспечивает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. В целом, применение современных технологий доказало улучшение качества образования обучающихся, воспитанников с ОВЗ, результативнее стал УВП, что в свою очередь создаёт коррекционно-развивающую среду как  способ коррекции недостатков в личности обучающихся школы VIII вида.

Литература:

                                                                                                                       
1. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»

2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.


3. Пидкасистый П.И.,Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии» М.1996 г.

Опубликовано: 10.02.2016