Социализация детей с нарушенным слухом в обществе здоровых сверстников посредством интегрированного подхода

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Ледочкова Маргарита Алекандровна

Организация: ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат 23»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. Но какими бы ни были причины и сроки наступления потери слуха, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах тугоухости вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

      Еще в 16 веке французский философ, гуманист Мишель Монтель писал: «Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

      Мир, окружающий ребёнка, не даёт ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своим разнообразием. Растущий человек всегда готов к познанию, ему хочется понять всё, что его окружает. И вот тут-то на его пути возникает препятствие. Ведь основной источник получения информации об окружающем мире у  слабослышащего  ребёнка оказывается  повреждённым.

     В связи с тем, что ребёнок с нарушенным слухом овладевает речью не так, как слышащий, он нуждается в специальной системе обучения и воспитания. Чем раньше обнаружена тугоухость, чем раньше начато обучение, тем больше шансов на успех.

         Во многих специальных образовательных  учреждениях для слабослышащих детей большое внимание уделяется сегодня вопросу  социализации детей с нарушенным слухом в общество здоровых сверстников посредством интегрированного подхода.

     Цель этой деятельности - создание оптимальных условий для обеспечения всестороннего воспитания и обучения, гармоничного развития личности ребенка на основе систематической коррекционно-образовательной работы.      

    В  результате этой деятельности создаются  условия для интегрированного обучения детей с нарушенным слухом; развивается  коммуникативная функция речи слабослышащих детей. Системный подход к осуществлению коррекционной работы  предполагает формирование и развитие сенсорной, интеллектуальной и речевой культуры ребенка. Происходит   повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов.

И, конечно, происходит обучение педагогической культуре родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушенным слухом.

Часто осуществляется   интеграция детей с недостатками слуха в полноценную речевую среду, что ведет к лучшему  речевому развитию. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению, что в дальнейшем позволяет легче адаптироваться к социальной среде, обучению в массовой школе.

      Любая социализация выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию воспитанников. К числу этих требований относится:

 -развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод;

- воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям - уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедание, пола, возраста, личного и поведенческого своеобразия;

- приобщение детей к ценностям сотрудничество с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планирование совместной работы, соподчинение и контроли своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребенка - распознание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешение конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

Все эти факторы социализации являются непосильной задачей и для слышащего ребенка, а тем более для ребенка с нарушением слуха. У глухого ребенка отсутствует слуховое восприятие, нет речи, нет общения. Первые шаги его социализации совершаются при помощи взрослого, а вторые шаги при помощи общения со сверстниками. Именно так глухой ребенок сможет воспринимать и усваивать социальный опыт. Где и как это может происходить?

           Решение проблемы  состоит в том, чтобы так организовать   работу, чтобы осуществляемое в определенной последовательности обучение обеспечивало   глухим детям овладение языком как средством общения.   Этот путь связывает обучение языку с жизнью, делает речь практически значимой и легко усваиваемой. Однако в условиях школьного обучения этот путь требует дополнения в виде вычленения из деятельности  действий и организации упражнений в выполнении детьми этих действий, в очередности, учитывающей интересы организованного формирования речевого общения (например, такие действия, как взять, сложить, отрезать, приклеить, и т. д. входят в разные виды деятельности, но там они не всегда обязательны и недостаточно часто повторяются, чтобы обеспечить прочное усвоение этих слов). В специальных упражнениях учитель вычленяет определенные действия, обеспечивает их повторяемость, а в связи с этим создает условия для многократного повторения соответственных слов.

     В этой работе  используются разнообразные методы и приемы. Раннее обучение чтению связано с формированием у ребенка умения различать слова и фразы, написанные печатными буквами на табличках. Соотносить их с соответствующими предметами, игрушками, действиями или их изображениями. В играх и на занятиях ребенок постепенно узнает написанные на табличках слова, обозначающие некоторые игрушки, предметы быта. Темпы овладения глобальным чтением зависят от возраста ребенка, уровня сенсорного развития, состояния слуха, индивидуальных особенностей.

    Формирование произносительных навыков у слабослышащих  детей проводится по подражанию взрослому, при условии использования слуховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша происходит в процессе проведения упражнений, направленных на поддержание этих реакций и появление новых звуков и их сочетаний.

        Развитие слухового восприятия имеет большое значение для познавательного развития ребенка, формирования механизмов восприятия речи и произношения. Раннее начало работы по развитию остаточного слуха имеет особенно важное значение, потому что развитие слуховой функции в первые годы жизни протекает в наиболее синзетивный период. В этот период  происходит физиологическое созревание слухового анализатора, что обеспечивает значительно больший эффект педагогической работы.

Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов, пользуясь которыми ребенок будет воспринимать некоторые громкие  бытовые звуки, особенно при привлечении взрослым внимания к ним. С малышами проводятся специальные упражнения, направленные на умение реагировать на звучание игрушек, на свое имя, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные слова и звукоподражания, обозначающие названия игрушек. Одновременно со специальными занятиями по развитию слухового восприятия детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия, способствует прослушивание аудиозаписей с исполнением детских песенок, музыкальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.

            Развитие речи ребёнка с нарушенным слухом  не должно решаться в отрыве от общих задач развития личности. Важнейшую роль в воспитании ребёнка с нарушенным слухом  играет его ознакомление с окружающим миром в процессе деятельности. Большое значение придается наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям. Ребенка необходимо научить   ориентироваться  в окружающей обстановке, помочь усвоить нормы  поведения, активизировать их в собственном опыте ребенка при общении с людьми.

Социальный опыт приобретается в многообразной деятельности детей, которая осуществляется во всех режимных моментах, может быть целенаправленно использована для ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира, а также и для развития речи.

Познавательное развитие ребенка также связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений), элементов логического мышления, способствует развитию воображения.

  Огромную роль также играет нравственное воспитание слабослышащих дошкольников. Дружественная атмосфера, совместная радостная деятельность и взаимопомощь являются основой социальной адаптации детей с нарушенным слухом. Правильно организованная коррекционная работа в дошкольном возрасте способствует всестороннему развитию ребёнка с нарушенным слухом.

      Интеграция ребёнка с нарушением слуха невозможна без активного участия родителей. Им принадлежит ведущая роль в организации ежедневных занятий дома, постоянная работа по развитию речевого общения в быту. Как правило, родители проводят общеразвивающую и коррекционную работу в семье по заданиям учителя-дефектолога (сурдопедагога). Различные формы интеграции детей с нарушенным слухом со слышащими детьми направлены на нормализацию жизни каждого ребёнка, включение его в сферу нормальных социальных отношений, его всестороннее развитие.

      Таким образом, результатом работы по социализации     детей с нарушенным слухом в общество здоровых сверстников посредством интегрированного подхода   является социальное развитие ребенка, обеспечение ему возможности интегрироваться в ординарное общество сверстников.

 

Но при социализации педагоги сталкиваются с определёнными трудностями. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные. Критериями преодоления этих трудностей могут быть:1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка; 2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям, сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей; 3. Активная позиция в решении социальных проблем,  готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в  трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

 

Список использованной литература:

1. Мудрик А.В.  Социализация человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2006

2. Спок Б. Проблемы поведения у маленьких детей - М., 2000.

Опубликовано: 02.03.2016