Организация родительского клуба «Мозаика» как альтернативная форма социального партнерства родителей и детей ОУ
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Мясникова Нина Александровна, Удиванкина Юлия Геннадьевна, Чуракова Татьяна Валентиновна
Организация: ГБОУ СОШ пос. Сургут СП д/с «Петушок»
Населенный пункт: Самарская область, п. Сургут
В данное время происходит переосмысление содержания воспитательной работы в соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей .
В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей в реализации задач образовательных областей Программы возрастает, и работа специалистов детского сада заключается в том, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.
Между тем, результаты проведенного анкетирования свидетельствуют, что почти все родители (86%), понимают важность и необходимость совместных игр с ребенком, но 78% опрошенных отмечают, что редко играют со своими детьми. А если и играют, то как правило, в сюжетно-ролевые или подвижные игры. Так же у 77% родителей был выявлен низкий интерес к традиционным формам получения помощи специалистов (собрания, консультации, тренинги), что отмечают и воспитатели, и специалисты детского сада.
Данные проблемы и определили необходимость создания организации родительского клуба «Мозаика» для обмена опытом между родителями, повышения практической психолого-педагогической компетентности и активности родителей в развитии своих детей.
Цель работы родительского клуба – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между педагогами, родителями и детьми.
Задачи:
- Оказывать консультативно-практическую помощь родителям по проблемам развития познавательно-речевых процессов у дошкольников .
- Развивать у родителей интерес к совместным играм с детьми; формировать понятие о возможности игры как средства для развития познавательно-речевой деятельности.
Организацией работы клуба занимается старший воспитатель и педагог-психолог. Темы занятий в клубе и формы проведения, родители выбирают сами, через анкетирование и «Книгу предложений». Занятия предусматривают теоретическую и практическую части, общая их продолжительность - 60 мин. По окончанию занятия родители получают разнообразные памятки, методическую литературу, рекомендации.
Каждое занятие состоит из 3 частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении ведущий сообщает тему занятия, задает вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а в завершении каждого занятия проводится итоговая рефлексия.
Занятия в клубе проводятся в соответствии с учебным планом, и являются дополнением к образовательно-воспитательному процессу детского сада. К проведению привлекаются заинтересованные темой встречи специалисты, а также и воспитанники. Занятия построены таким образом, что в конце встречи родители получают домашнее задание, которое выполняется, в том числе и всей семьей, что также способствует установлению дружеских, позитивных, конструктивных взаимоотношений между родителями и детьми.
Программа рассчитана на 9 месяцев.
Анализ эффективности деятельности клуба осуществляется на всех этапах ее реализации: через сбор данных, анкетирование участников.
На последнем занятии проводится блок диагностических методик, направленных на изучение степени удовлетворенности родителей, и результативности психологo - педагогического просвещения родителей.
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
- Повышение у родителей заинтересованности, активности и компетентности в вопросах обучения и психического развития своего ребенка.
- Повышение эффективности педагогического процесса с детьми в ОУ.
- Внедрение инновационной авторской программы, реализующей обучение детей и родителей.
- Установление отношений партнерства и сотрудничества между педагогами, родителями и детьми.
Таким образом, для эффективной социализации ребенка с проблемами развития большое значение имеет характер родительско - детских взаимоотношений. Целенаправленная работа с родителями требует комплексности, систематичности, учета индивидуальных особенностей как детей, так и взрослых, что делает клубную деятельность эффективной формой работы по повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей .
Список литературы:
- Краузе М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.
- Каралашвили Е.А. Медико-психолого-педагогическая служба . – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. Савиной Е. А., Максименко О. В. – М.: ВЛАДОС, 2008.
- Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.