Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Волотовская Ольга Витальевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №23»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Усинск

Педагоги  и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка психологические новообразования. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и детского сада. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Эта философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО.

И в первую очередь, согласно  ФГОС ДО, родители  (законные представители),  получили возможность принимать участие в разработке образовательной программы детского сада, а именно части, формируемой участниками образовательных отношений.

 Также исходя из требований ФГОС, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, должны учитываться социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Поэтому было проведено анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Новый стандарт. Каков он?» Родителям было предложено ответить на вопросы. 

Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу,  что современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании, и чтобы заинтересовать, привлечь, быть с родителями на позиции партнеров, строили работу с ними, используя разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.  Это:

Традиционные: Обеспечивая открытость дошкольного образования и информированность родителей, в соответствии с ФГОС, организуем выступление заведующего на общем родительском собрании «Дошкольное образование на современном этапе», выпуск информационных листов для родителей «Новости в дошкольном образовании», «Наши ориентиры в образовании дошколят», конференция «Педагоги и родители: наши цели в развитии дошколят», показ образовательной деятельности с детьми, экскурсия для родителей по ознакомлению с развивающей средой детского сада, мастер-класс для родителей «Создаем игровую среду совместно с ребенком», круглый стол «Пути сотрудничества педагогов и родителей», папки-накопители в каждой возрастной группе «Родителям о ФГОС ДО», выставки совместных работ, совместные праздники и развлечения.

Нетрадиционные:

Акции - в результате проведения создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в общении родителей с педагогами. Например, в ходе проведения акции «Готовимся стать олимпийцами» усилиями педагогов и родителей было изготовлено много нетрадиционного спортивного оборудования. В январе месяце мы провели две акции: «С каждого по зернышку», целью которой был сбор корма для птиц и «Покормите, птиц зимой» - ее целью является изготовление кормушек совместно с родителями, их презентация и размещение на территории детского сада.

Выполняя требование стандарта и создавая условия для участия родителей в образовательной деятельности,  организуем совместные прогулки и экскурсии в выходные дни. Активное участие принимают родители в выпусках семейных газет и плакатов на разные темы. Привлекаем  родителей к оформлению листовок и буклетов.

В декабре состоялась выставка семейных реликвий. На выставке можно было увидеть и  старинную икону, бабушкино веретено, вязанные крючком салфетки и скатерти, балалайка и фильмоскоп. Теплые воспоминания у взрослых посетителей выставки вызвали атрибуты пионерской и комсомольской организации.

Также привлекаем родителей к Неделе театра, к участию в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада.

А также внедрили в практику еще одну  нетрадиционную форму - «День родительского самоуправления в детском саду». Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показать инновационные формы, методы и приёмы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и семьи.

В этот день родители попробовали себя в роли воспитателя. Одни родители проводили занятия, другие прогулку, совместные игры в вечернее время. В начале данного мероприятия была проведена предварительная работа. Родителей познакомили с новой формой взаимодействия ДОУ с семьей (день самоуправления), были предложены анкеты, где каждый родитель смог ответить на вопросы, какой вид деятельности они смогли бы провести в группе. С каждым родителем, участвующим в Дне самоуправления были проведены индивидуальные консультации по проведению тех или иных видов деятельности, заранее были подготовлены конспекты.

В завершении Дня родительского самоуправления родители обменялись впечатлениями за круглым столом.

Для всестороннего развития личности ребёнка необходимо взаимодействие детского сада и семьи. И важным условием является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, а использование разнообразных форм работы  помогает родителям  из «зрителей» и «наблюдателей»  становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.

 

 

Опубликовано: 08.04.2016