Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Мурзина Светлана Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад №1»

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

«Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества,» - писал С.Михалков.

 Как же воспитать в современных детях доброту? Именно над этим вопросом задумалась я, начав работать в городском детском саду, отработав более двадцати лет в сельской школе. Почему нынешние дети стали другими, более жёсткими, грубыми? «Доброта не наследственный признак, не безусловный рефлекс, получаемый вместе с метрикой о рождении…она не передаётся вместе со сходством черт лица, с фамилией. Её необходимо воспитывать упорно изо дня в день,»- считает Б.Рябинин. Нельзя не согласиться с позицией автора. Действительно, мы, взрослые, должны каждый день обращать внимание на то, как ведут себя дети с друзьями, родителями. «Помоги Алёне застегнуть пуговицу; погладь Ирину, она поранила руку; пожалей маму, у неё болит голова,» - вот  такие фразы помогут маленькому человечку разбудить ростки добра. Из уст  родителей мы слышим: «Почему не даёшь сдачи? Ударь, если ещё раз обидит тебя.»  Для чего же дано слово? А поговорить, выяснить, объяснить… Этому мы не учим. Научиться быть добрым – трудно. Путь к Доброте очень нелёгкий. Из сегодняшних детей вырастет общество, в котором мы встретим старость. Каким она будет? Это зависит от родителей, воспитателей, учителей и от нашего государства. Какие мультфильмы  и фильмы показывают по телевизору нашим детям? Много вопросов, на которые нет ответа, поэтому необходимо уделять много времени духовно-нравственному  воспитанию будущего поколения.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…». В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком.

Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора и, конечно же, побуждает ребенка найти выход из данной ситуации.

В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение мастерством человеческих рук, уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей. 

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени, являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители – главные ответственные за воспитание своих детей. 

Задача, стоящая перед педагогом,  из огромного количества впечатлений, который получает ребенок, отобрать наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Литература

  1. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
  2. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004.
  3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Т. М. Аникина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.
  4. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.
  5. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
  6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2005. – 72 с.
  7. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / Авт.-сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.
  8. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект / Авт.-сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 103 с.

 

Опубликовано: 08.04.2016