Об основах организации самообразования молодого учителя

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Малькина Татьяна Ефимовна

Организация: МБОУ «СОШ № 94»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется глобальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества: в экономике – развитием рыночных отношений и соответствующих им форм трудовой занятости населения и рынка труда в целом; в политике – демократизацией социального устройства и движением к гражданскому обществу; в социальной жизни – глобализацией и либерализацией общества, усилением его открытости и др. По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, эти изменения, темп которых в последние десятилетия нарастает, непрерывны, постоянны; касаются всей планеты и практически всех областей и условий деятельности и жизни человека и общества.

Система отечественного образования, основные параметры которой определялись в прошлом веке на основе иного социально-экономического уклада, перестала отвечать современным реалиям, тем более в опережающем режиме предвосхищать их, и соответственно, нуждается в реформировании. Ведущая роль в этом процессе принадлежит, конечно, педагогическому сообществу, которое призвано освоить новые подходы к содержанию образования и его технологиям; выработать систему ценностных ориентаций и установок к коренным переменам, происходящим в школе как социально-педагогическом институте сегодняшнего демократического общества.

Системой «обновленного» образования востребован «новый» учитель, способный к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной деятельности в контексте идеологии качества, то есть к эффективному проектированию, внедрению, оценке, контролю и управлению качеством воспита­тельно-образовательного процесса. Таким образом, самообразование учителя, с одной стороны,  является социальным заказом по отношению к образованию, с другой - фактором личностно-профессионального роста педагога.

Готовность к самообразованию определяется целостностью развития будущего учителя,  сформированностью следующих компонентов:

- когнитивного (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять и др.);

- мотивационного (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования и др.);

- организационного (умение выбрать источники познания и формы самообразования и др.);   

- нравственно-волевого (любознательность, критичность, трудоспособность и т.д.).

Однако, как отмечают  современные исследователи (О.А. Абдуллина, И.О. Ганченко, С.Т. Вершловский, Т.А. Воронова, М.В. Николаева, Н.В. Косенко и др.), не все молодые специалисты, выпускники педагогических вузов, готовы к самообразовательной деятельности. Причины – в устойчивости  ряда тенденций, тормозящих целостное развитие учителя:

- разъединение личности и профессиональной деятельности;

- доминирование предметной направленности в подготовке учителя;

- отрыв педагогического образования от общекультурного развития;

- отсутствие преемственности на каждом из этапов профессиональной подготовки и развития учителя и др.

Результаты опросов, проводимых среди учителей-практиков, также свидетельствуют о том, что проблема самообразования педагогических работников не утратила своей актуальности: большинство учителей занимаются самообразованием эпизодически, не имеют определенного плана (программы) профессионального роста, затрудняются в выборе  содержания,  форм и методов организации самообразовательной деятельности и др.

Как же должна быть организована самообразовательная деятельность молодого учителя  в условиях ОУ? Методистами предлагается следующий алгоритм действий:

1) самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на иной (качественный) уровень преподавания;

2) формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;

3) выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой;

4) определение задач и этапов деятельности;

5) конкретизация ближайших целей (ожидаемые промежуточные и конечные результаты);

6) составление плана действий по самосовершенствованию;

7) самооценка роста;

8) передача опыта коллегам.

 В своем профессиональном развитии учитель, по классификации Р.Фуллера, проходит три стадии: «выживания» (1 год работы в школе), адаптации и активного усвоения методических рекомендаций  (2 - 5 лет); зрелости (через 6-8 лет). На этапе «вхождения в профессию» у молодого учителя возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте, оценить свои профессиональные качества, знания, навыки и умения, что является предпосылкой для формирования педагогической рефлексии -  комплексной мыслительной способности к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности. В результате анализа собственной педагогической деятельности молодым специалистом и оценивания ее опытными коллегами формируется «знание о незнании» - противоречие, разрыв между тем, «что знаю» и «чего не знаю», «как делаю» и «как надо». «Знание о незнании» – мощный стимул к саморазвитию: возникает потребность восполнить «дефицит знаний», формируются мотивационные установки на самообразование.

    Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, которые являются актуальными как для конкретного учителя, так и для образовательного учреждения в целом.  В числе таких проблем, составляющих основу самообразования молодого учителя, могут быть, например, следующие: проблемы педагогического общения, новые образовательные технологии, вопросы  введения и реализации ФГОС, методика работы с разными категориями учащихся, методы и приемы активизации познавательной самостоятельности школьников и др.

 Программа самообразования учителя может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

 После чёткого определения мотивов, конкретизации проблемы (темы), формулируются цели, задачи, определяются средства и методы работы, составляется индивидуальная программа по самообразованию.

2 этап – обучающий.

 Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования.

3 этап – практический

Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

Осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение промежуточных результатов работы по теме самообразования на заседаниях ШМО, РМО; посещение с последующим анализом и самоанализом открытых уроков и внеклассных мероприятий.

5 этап – итогово-контрольный

Подведение итогов самообразовательной деятельности по определенной теме: описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Всякая деятельность бессмысленна, если не нацелена на определенные результаты, поэтому промежуточные и конечные результаты работы над темой по самообразованию, сроки их достижения и критерии эффективности должны быть зафиксированы в программе.

 Какими могут быть результаты самообразования учителя на определенном этапе?

- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

- апробирование новых форм, методов и приемов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, средств наглядности;

- разработка и проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий с использованием современных образовательных технологий;

- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов по исследуемой проблеме (теме) и др.

Таким образом, самообразование учителя  - ценностно-смысловая, мотивационная, творческая, профессиональная деятельность, направленная на освоение современных педагогических идей и технологий, обеспечивающая личностно-профессиональный рост педагога, повышение качества образования и воспитания учащихся. Целью и результатом системы самообразования учителя как условия его личностно-профессионального роста является продвижение педагога от недостаточного уровня к высокому. Показателями эффективности этого продвижения (самообразования) учителя являются:

-способы и приемы владения источниками профессионально-педагогической информации;

- творческий подход к решению профессионально-педагогических проблем;

- уровень компетентности в реализации специальных предметных знаний;

- уровень сформированности умений к самообразовательной, а также научно-практической, исследовательской деятельности.

Опубликовано: 14.04.2016