Формирование коммуникативной компетенции младших школьников - как необходимое условие для развития успешности в учёбе (из опыта работы)

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Ивыгина Тамара Ивановна

Организация: МБОУ «Бетькинская СОШ»

Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Бетьки

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников - как необходимое условие для развития успешности в учёбе (из опыта работы)

 

  Социальный запрос общества на современном этапе, отражённый в образовательном стандарте, диктует необходимость формирования обучения коммуникативной компетенции. Именно на первоначальном этапе обучения ребёнок должен научиться общаться, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно–активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

  У детей младшего школьного возраста существует ряд проблем, требующих обязательного решения для их дальнейшего успешного обучения в общеобразовательной школе:

- адаптация первоклассников;

- неумение детей контактировать друг с другом;

- возможное провоцирование асоциальных форм поведения.

 Данные проблемы вызывают в детях неуверенность и тревогу.                  Коммуникативные  компетенции – это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс социальной адаптации в жизни. Значит, основной задачей учителя является воспитание разносторонне развитой, коммуникационно - компетентной личности.

   Приобретение коммуникативных компетенций осуществляется практически на всех уроках. Ведь основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».  Формирование коммуникативных компетентностей происходит на всех уроках. Но более подходящие для этого я считаю уроки литературного чтения.

  Условия создания ситуаций живого общения с помощью учебника «Литературное чтение» самые разные. Основное внимание уделяю тексту, его свойствам, характеристикам и структуре. Весь материал урока организую вокруг текста, работаю на него. Убедиться в этом помогает учебник. Вопросы подобраны так, что они привлекают внимание школьников к обсуждению мнения героев, интриги текста учебника. Учащихся призываю обсудить мнение героев, приводить аргументы, доказательно принимать точку зрения одного из героев.

 

Наиболее эффективными для формирования коммуникативных умений на своих урока считаю следующие виды вопросов, (примеры вопросов подобраны из учебника Литературное чтение 2 класс 1 часть М. Зощенко «Самое главное» .):
тренинговые вопросы.  Посредством их учащиеся усваивают алгоритм  выполнения учебных задач, проговаривают алгоритмы.
Пример: Перед чтением текста провести актуализацию знаний, используя алгоритм работы над текстом.
1. Что такое тема текста?
2. Основная мысль. Её место в тексте?
3. Главный герой и второстепенный. Кто они?
4. От чьего лица ведется повествование?
конструктивные вопросы, которые требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Пример: С кем из вас случались в жизни похожие истории? Как на это реагировала ваша мама, если бы вы совершили такой поступок? Продолжи её мысль.
альтернативные вопросы. Они используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Пример: Сколько попыток предпринимал Андрюша, чтобы мама сказала ему о самом главном?
А) 1;   Б) 2;  В) 3;     Докажи словами из текста.
- вопросы – ловушки. Дети доказывают, что вопрос не имеет ответа.
Пример: Почему папа мальчика никак не отреагировал на поступки сына?
- наводящий вопрос. Это вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

- контрольный вопрос. Он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.
Пример: Сколько детей-героев в этом произведении? Назови их имена?

 

 Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке  использую:

игровые приёмы;  задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

 1. «Рассказ от первого лица»

 - рассказать от имени Танюши, как она вырастила смородину. (Е. Пермяк «Смородинка»)

 - повествование от имени предмета: «История из жизни карандаша» (Сказка  В.Сутеева «Кто лучше?»»

2. «Комплимент»

  - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»

 - введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

 - придумать другое окончание сказки, рассказа.

 

 В своей работе широко применяю творческие игры, способствующие  формированию коммуникативных умений:

  1. Игра «Авторская сказка»

  Игра направлена на закрепление представлений об авторских сказках, их содержании, развитие умения узнавать автора произведения по его портрету. В игру можно играть как одному ребенку, так и группе детей. Игру можно использовать как литературную викторину- к отрывку из текста необходимо подобрать карточку с изображением сказки и положить ее на поле с портретом автора.

  1. Игра «Угадай, кто я?»
  2. Игра «Фраза по кругу».

 Выбирается простая фраза, например, «Улетают птицы в дальние края, вот наступит время, улечу и я». Необходимо произнести эту фразу с разной интонацией: удивления, безразличия, радости, восторга, жалости, сожаления, вопросительной, восклицательной и т.д. Тот, кто не смог найти новую интонацию, выбывает. Затем - другая фраза.

  1. Игра. «Испорченный телефон».

 Класс делится на команды, каждой из которых вручается по карточке со скороговорками. По сигналу первый читает скороговорку и передает следующему. Побеждает команда, передавшая скороговорку быстрее и без искажений  (Милая Мила мылась мылом. Архип  осип, Осип охрип.  Пекарь Петр пек  пироги).

 

  Уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Работа в парах и группах помогает организации общения, так как каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных.  Групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

  Работая в группах, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить  свое поведение с учетом позиций других. Общение и совместная деятельность в группах укрепляют в младших школьниках чувство самостоятельности, независимости, равноправия, учат их принимать во внимание точку зрения сверстника, координировать его действия со своими действиями, находить общий язык с партнерами по общению. Известно, что замечания и оценки учителя младший школьник воспринимает тревожно и беспокойно, часто это заставляет ребенка волноваться на уроке.  Когда  же ребята получают  такие замечания от одноклассников, они успешно справлялись  с текущими заданиями на уроках.

   Коммуникативные  компетентности раскрываются не только  на уроках, а также и во внеклассной работе:  субботники,  экскурсии в природу, акции,  (например: «Помоги птицам зимой!», акция «добрых дел»),  викторины,  работа на пришкольном участке, спортивные соревнования,  классные часы,  шефство над воспитанниками детского сада (театральный кружок).  Обсуждение проектов по очистке берега Камы от мусора.
С помощью таких заданий школьники активно включаются в ролевую деятельностную игру, виртуально выполняют функции предметной деятельности людей различных специальностей и роль арбитров собственной продуктивной деятельности.
  Таким образом, можно прийти к выводу, что указанные выше формы, методы и приемы работы способствует формированию одной из ключевых компетентностей – коммуникативной. 
  Использование ситуаций живого общения на уроках, решение задач исследовательского 
характера, постановка проблемных вопросов, активное использование нетрадиционных форм урока развивает не только речь, но и влияет на успешность в учёбе. У учащихся формируется умение пользоваться различными источниками информации и применять полученные знания на практике, что соответствует одному из важнейших требований современного российского образования.

Опубликовано: 19.08.2016