Современный подход к преподаванию в ДОУ
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Рычкова Татьяна Анатольевна
Организация: МБДОУ детский сад №33 комбинированного вида
Населенный пункт: Московская область, Одинцовский район, р\п Новоивановское
Изменившиеся требования к образованию подрастающего поколения, несомненно, оказывает влияние на организацию обучения и воспитания детей в ДОУ. Современный подход к обучению дошкольников обусловлен поиском новых форм организации обучения в детском саду. На сегодняшний день обучение детей в ДОУ осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности. Такой подход позволяет сделать времяпровождение ребенка в детском саду более осмысленным и интересным, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре. В играх дети непроизвольно учатся выражать свое отношение к происходящему.
Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Современный подход к организации процесса обучения, представлен в работах М.М. Поташкина, С.Д. Полякова, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой, И.П. Подласого, В.В. Кумарина, А.С. Макаренко, А.И. Пискунова и многих других отечественных педагогов.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Так же не мало важное значение в современном подходе преподавания в ДОУ должно быть отведено индивидуальному подходу который нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств дошкольника.
Индивидуальный подход требует от педагога ДОУ большого терпения, умения сам индивидуальный подход должен являться органической частью педагогического процесса и способствовать вовлечению всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми . а также воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей. Предавал большое значение индивидуальному подходу и А.С.Макаренко который не рекомендовал какие-то специальные методы он считал, что один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, а средство будет иметь значение лишь тогда когда применяется не изолировано от общей системы воспитания.
Использование современных подходов играет большую роль в обучении дошкольников, так как общество ставит перед педагогами ДОУ задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач. Опираясь на современные подходы дошкольный педагог должен прежде всего развивать в своих воспитанниках творческие способности, обогащать их духовно-нравственное развитие личности.
Список литературы :
1. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология» ; №10).
2. Богуславская З.М, Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада М:Просвещение, 1991.-207с.
3. Болотина Л.Р, Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд М.: Издательский центр «Академия», 1997г.
4. Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. –М.: Просвещение, 1984
5. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: «Просвещение», 1989г.
6. Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993 г.
7. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г.
8. Столяренко А.М, Психология и педагогика , 2-е издание Москва 2007 г.
9. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г.
11. Мир детства \ дошкольник Под ред.А.Г. Хрипковой, отв ред. А.В Запорожец, - М; Педагогика, 1979 г.