Методические рекомендации по организации нравственно - патриотического воспитания дошкольника
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Салиева Фирдауса Зарифулловна
Организация: МБДОУ «Алтынчеч»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Буинск
Одна из важнейших задач современного общества- нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это – корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Задачи педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природу и мир животных дома, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Начиная работы по воспитанию к любви к родному краю, педагог сам должен хорошо его знать, продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное, так как любой край, деревня, город славны своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение
имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах
из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие
понятия, как, «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, что во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Решая задачи нравственно- патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «Моя семья», « Мой детский сад», « Моя улица». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.
Дошкольное детство - период начальной социализации ребёнка. Формирование у детей нравственных чувств, таких как патриотизм, возможно и через организацию специально, разработанных сюжетных занятий и подвижных игр.
Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «разведчики», которые вызывают желание подражать волнам, быть выносливыми, смелыми, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Серьёзную помощь в патриотическом воспитании может оказать музыка. Особая тема бесед на музыкальных занятиях - тема Родины. Некоторые музыкальные произведения помогают воспитывать у детей интерес к армии, вызывают чувство восхищения героями, желание подражать им, знакомят с военной службой в мирное время, формируют представления о воинском долге.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.
Одна из основных методов работ- экскурсии и целевые прогулки, во время которых дети узнают больше о своём микрорайоне, учатся видеть изменения, происходящие вокруг. После экскурсии или прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное эмоциональное отношение к тому, что дети увидели.
В воспитании у детей любви к родным местам, формировании уважения и интереса к людям других национальностей большую роль играют праздники и развлечения.
Литература
1. Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем» (Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). М. : «Просвещение», 2005г.
2. Гризик Т. И. «В мире слов» (Пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7лет). М. : Просвещение, 2006.
3. Ушакова О. С, Гавруш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». М. : «Творческий центр», 2010г.
4. А. Ветохина. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Издательство «Детство», 2010 г.
5. М.Маханева. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» . Методические рекомендации. Издательство «Сфера», 2009 г.
6. М.Новицкая. «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе», Издательство «Дрофа», 2010
Интернет - ресурсы
1. http:// www.maaam.ru
2. www.ozon.ru
3. http:// nsportal.ru
4. http://doshvozrast.ru