Методы разбора и способы работы над музыкальными произведениями для учеников ДМШ

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Орлова Ольга Викторовна

Организация: СПб ГБУ ДО Детская школа искусств им. Е.А. Мравинского

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Работа над музыкальным произведением – это наиболее разработанная тема в теории исполнительства и обучения. Многие крупные музыканты делились своими мыслями об исполнительском творчестве и работе исполнителя. Этому вопросу посвящены книги, статьи, а также особые главы в пособиях по методике. Процесс изучения произведения расчленяется на несколько этапов; при этом обычно оговаривается условность такого разделения. Анализируются особые задачи каждого этапа и соответствующие им способы изучения. В некоторых пособиях рассматриваются специфические особенности работы над произведениями различных стилей и жанров. Приемы работы зрелого музыканта должны служить ученику образцом. Но для того, чтобы подвести ученика к овладению этими приемами, педагог должен учитывать его возраст и психологические особенности, должен замечать и принимать всё по- своему оправданное, что привносит в работу ученик. Педагогам – практикам известно, что немало учеников непродуктивно растрачивает большую часть времени, проводимого за инструментом. Но и в неумелой работе ученика можно найти свою логику, заметить попытки по –своему осмысливать музыку и преодолевать трудности. Педагог обязан использовать любую такую попытку в своих указаниях и советах. Лишь таким путем можно постепенно подвести ученика к рациональным приемам работы, наблюдаемым у зрелых исполнителей.

Работа учащегося над музыкальным произведением чрезвычайно многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения- сложности его содержания, собственно пианистических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития, творческими взглядами и индивидуальностью педагога. Изучение произведения представляет единый целостный процесс; вместе с тем в нем можно наметить определённые «вехи». Распространено его деление на три этапа: 1) ознакомление с произведением и его разбор; 2) преодоление как более общих трудностей, так и частных, связанных с исполнением деталей; 3) «собирание» всех разделов произведения в единое целое, работа над ним. Приступая к новому для себя сочинению, учащийся знакомится с ним, просматривает, проигрывает несколько раз целиком, затем занимается подробным разбором текста. Далее он переходит к отдельным, прежде всего основным и постепенно все более детализируемым исполнительским задачам, сосредотачивает внимание на различных элементах музыкальной ткани и на тех или иных требованиях к исполнителю. Позже на первый план выступает воссоздание из больших или меньших построений, разделов произведения единого целого и работа над воплощением общего исполнительского замысла. Таким образом, учащийся, начав с целого, на основании своих представлений о нем работает далее над различными частными задачами и вновь возвращается ко всему произведению уже на новом уровне.

Занимаясь с учащимися первого – второго года обучения нередко приходится подробно рассказывать о той или иной пьесе, пояснять её содержание, создавая иногда целую программу. Общее музыкальное развитие ученика позволяет прибегать к пояснениям такого типа, когда привлеченный педагогом художественный образ или удачное сравнение как бы «освещают» характер сочинения, какую-нибудь  его деталь. Наряду с показами на фортепиано подобное замечание способствует тому, что учащийся глубже чувствует авторский замысел, своеобразие и выразительность музыкальной мысли, характерные особенности произведения.

Ученик должен знать хорошо, что он делает и чего хочет добиться, следить за тем, чтобы, в конце концов, прийти к конечной цели. Очень важно для всей дальнейшей работы правильно и очень точно разобраться в нотах с первого раза. Перед тем как разучивать и начать повторять несколько раз пьесу или этюд целиком, надо получить полную уверенность в том, что ученик не взял ни одной неверной ноты, верно исполняет все их, играет точно в метре и ритме. Очень опасно делать первое чтение как попало: брать фальшивые ноты, забывать диезы и бемоли в ключе и случайные знаки, забывать брать их при повторении тех же нот в такте. Точно и чисто прочитать новое произведение важно для успеха дальнейшей работы и сохранения чистоты слуха ученика. Инструмент всегда должен быть чисто настроен. Играть на расстроенных инструментах очень опасно. Слух привыкает к фальшивым звукам и аккордам и портится.

Первый вопрос, возникающий при разборе, - разбирать ли сразу двумя руками или сначала каждую руку отдельно и только позже соединить правую и левую руку? Второй вопрос -  читать ли в медленном темпе или сразу в настоящем, быстром темпе? Третий вопрос – читать ли подряд, с начала до конца, не останавливаясь или же читать отрывками? Четвёртый – повторять ли отрывки два три раза, если нет уверенности, что прочитано всё верно, или же читать их по одному разу? И, наконец, пятый вопрос – читать ли с оттенками, или оставить всё это на следующее разучивание? Читать сразу с оттенками гораздо приятнее и интереснее, потому что сразу получается музыка, не бессмысленное чтение голых нот. Это придает чтению смысл и интерес. Первое чтение необходимо делать в настолько медленном темпе, чтобы успеть разглядеть точно все ноты, все ключевые и случайные знаки, запомнить их повторения при тех же нотах и успеть прочесть все обозначенные оттенки. Точно так же рекомендуется сначала разбор отрывками, так как при недостаточной практике и опытности внимание быстро устает, а если внимание утомлено, возникает опасность неточного чтения.

Если после прочтения отрывка нет уверенности в том, что он прочитан вполне точно, следует повторить этот отрывок, каждый раз внимательно вглядываясь в ноты и оттенки  до тех пор, пока не получится полной уверенности в том, что разбор сделан вполне точно и безошибочно.

Понятно, что легкие отрывки можно разбирать одновременно двумя руками, если это не удается, то всё внимание следует отдать сначала одной руке, затем другой, и только точно разобравшись каждой рукой отдельно, соединить их вместе. Соединяя обе руки вместе, нужно опять начать с очень медленного темпа и постепенно довести его до нужной быстроты.

Обобщая сказанное о первом разборе нотного текста, важно помнить, что его необходимо делать очень точно в отношении нот, знаков, с соблюдением оттенков. Читать надо медленно, не смотря на руки, а внимательно вглядываясь в ноты. Глаза должны смотреть вперед. Трудные вещи – читать отрывками и повторять трудный отрывок два три раза. Читать, по возможности, двумя руками вместе, а если не удается сыграть точно, то прочесть сначала одну потом другую руку, и лишь после этого соединить обе вместе.

Очень важный вопрос работы вначале разбора произведений – это выбор подходящих пальцев и усвоение этими пальцами техники исполнения. Мы ищем удобную целесообразную аппликатуру. Удобную физически – для плавного незаторможенного движения руки – и удобную, т. е. целесообразную для выявления музыкальных событий. Эти цели не всегда совпадают. Плавность движения может разрушить мотивное строение. Почему принято повторяющиеся ноты брать разными пальцами? Когда это целесообразно?

1. Когда ноты повторяются очень быстро и невозможно сыграть их одним пальцем.

2. Когда повторяющиеся ноты имеют разное значение, разную активность. Например, от пассивности слабого времени к активному сильному.  

Особенно бессмысленна практикующаяся в педагогических изданиях подмена пальцев в медленно повторяющихся мелодических нотах. Это не только бесцельно, но и вредно, так как рука лучше управляет мелодическим единством, чем разнобой отдельных пальцев, который послушно соблюдается сбитым с толку ребенком.

Важно уметь пользоваться скольжением с черной клавиши на белую. Это надо делать умеючи, т.е. без нажима и касаясь клавиши подушечкой, а не концом ногтевой фаланги. Скольжение целесообразно и ввиду особого характера звучания, и потому, что оно как бы «увеличивает количество пальцев», т.е. увеличивает объем позиции и сокращает количество подкладываний первого пальца.

Все большие артисты придают огромное значение выбору пальцев. Они хорошо знают, что если палец подобран неудачно, то сколько ни учи пассаж, не достигнешь ни быстроты, ни четкости, ни уверенности; при выступлении в концерте будешь либо мазать, либо сорвешься, либо не будет звучать как нужно. Большие педагоги и пианисты немало обдумывали, искали и меняли выбор пальцев для некоторых пассажей и трудных мест, пока останавливались на определенных пальцах, которыми уже потом стали пользоваться все. Нужно добиться, чтобы уже в первый раз, сразу же точно поставить верные пальцы. Есть верный способ добиться успеха: надо сначала, не играя, внимательно посмотреть пальцы, указанные в нотах. При этом надо не упускать из виду того, что в нотах указываются пальцы не на каждой ноте, а лишь в важнейших местах. Как выяснить, каким пальцем брать каждую ноту?

Для этого надо знать, что основой всегда является постановка пяти пальцев на соседних нотах. Исходя из этого, мы знаем, что если на ноте поставлен какой-нибудь палец, то следующую ноту надо взять соседним пальцем. Если же следующая нота будет через одну, то и палец будет через один и т.д. Гораздо труднее еще малоопытному пианисту самому подбирать пальцы, когда они не напечатаны. Тут хороший учитель должен ему помочь.

Часто случается, что в нотах пальцы выставлены только однажды, там, где данное место или пассаж появляются впервые. При повторении того же места пальцы уже не выставляют. Очень важно тогда при повторении точно ставить те же самые пальцы. Поэтому, когда еще нет достаточной опытности и умения запоминать пальцы, нужно карандашом писать те же пальцы в местах, где они не проставлены.

Хорошей часто считается не та аппликатура, которая удобна, а та, что наиболее целесообразна и помогает как можно лучше выявить художественный замысел.

Для успешности занятий важно правильное построение урока. Тонус урока должен быть бодрым, оживленным. Необходима не только активность, заинтересованность педагога в занятиях с каждым учеником, нужно уметь добиться активности и самого ученика, сделать для него уроки интересными. Важно не только возбудить интерес к урокам, но воспитать серьезное к ним отношение, накладывающее на самого учащегося определенные обязательства.

Перед педагогом, работающим с начинающими, стоят серьезные и многообразные задачи. Сознание большой ответственности, тщательная продуманность работы, подлинный интерес с учениками, умение вникнуть в психологию каждого ученика, хороший вкус музыканта и музыкальная культура – необходимые условия для их успешного разрешения.

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. С. Бейлина «В классе профессора В.Х.Разумовской», Ленинград «Музыка» 1982г.
  2. Н. Голубовская «О музыкальном исполнительстве», Ленинград «Музыка» 1985г.
  3. Н. Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано», издательство «Музыка», Москва 1982г.
  4. С.М. Майкапар «Как работать на рояле», государственное музыкальное издательство, Ленинград 1963г.
  5. М. Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога», издательство «Музыка», 1968г.
Опубликовано: 16.12.2020