Эффективность использования различных видов и форм нетрадиционных уроков в классе фортепиано

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Хилько Оксана Владимировна

Организация: МБУДО «ДШИ»

Населенный пункт: Республика Коми, п.г.т. Нижний Одес

В современном обществе появилась острая проблема, которая заключается в  потере  школьниками интереса к обучению. Причины такого негативного явления неоднозначны: это и большая загруженность учебным материалом в общеобразовательной школе, и слабое здоровье, быстрая утомляемость,  низкая концентрация внимания, а также   несовершенство методов, приемов и форм организации современного учебного процесса и ограниченные возможности для творческого само проявления. В связи с этим, появилось важное направление в современной музыкальной педагогики - «Креативное обучение ».  Оно нацелено на развитие и реализацию творческого потенциала ученика путем  применения нестандартных  форм и методов обучения.

В настоящее время в музыкальной педагогике наметилась тенденция обогащения нетрадиционными уроками учебной программы. Использование таких форм и методов обучения в фортепианном классе особенно с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста показали их эффективность и значительный рост познавательной активности учащихся.

Нетрадиционный урок ставит цель: поднять интерес обучающихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность самого обучения.

Для самих учащихся - это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний, увидеть их применение на практике и ощутить взаимосвязь разных видов деятельности, что способствует развитию самостоятельности и положительного отношения к труду.

Для преподавателя – это возможность лучше узнать и понять ребёнка, его внутренний мир, оценить  индивидуальные особенности. Это также  возможность для самореализации и более  творческого подхода к работе  самого педагога.

Нетрадиционный урок – это, прежде всего импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.

 

В основу организации и проведения нетрадиционных уроков положено несколько принципов:
1. Максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на уроке
2. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
3. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания;
4. «Скрытая» дифференциация обучающихся по учебным возможностям, интересам, способностям;
5. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результативного) инструмента.


Виды нетрадиционных уроков:

Урок-концерт -  выступление учащимися класса, исполнение  музыкальных сочинений того или иного  композитора или эпохи.

Урок-конкурс – соревнование в каком-то из видов фортепианного исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнительстве, подбора по слуху, или технических навыков исполнительства.

Урок-игра выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальный или ритмический материал,  освоение нотной грамоты).

Урок – Вариации дети готовятся к уроку, самостоятельно, младшие ребята собирают теоретический материал о вариационной форме, старшие – исполняют из своего репертуара произведения в форме вариации. Дети слушают произведения и получают задание, найти  элементы вариации в исполняемой программе.  Затем предлагается прочитать с листа несколько несложных произведений  в форме вариаций, разобрать их.

Педагог  исполняет для ребят  новое произведение, которое желающие могут включают в свою программу..

Урок музицированиядаёт учащимся полную свободу, акцентируя художественную сущность музицирования. Исполняются новые произведения  «с листа», а также повторяются «любимые» пьесы. Такой раздел как сочинение, импровизация – по инициативе учащихся, способствуют   развитию творческого потенциала и гармонического слуха. Беседы о содержании исполняемой музыки, с привлечением литературы, живописи, фонограмм способствуют расширению кругозора детей.  В таких уроках инициатива детей является ведущей, что даёт ребенку возможность эмоциональной раскрепощённости и  реализации в музыке. Проведение такого рода занятий необходимо в периоды, когда интерес к обучению  понижается.

Одна из интереснейших для детей форм занятий – «Уроки-серии», «Уроки-погружения», посвященные музыке одного композитора, когда сочетая групповые, индивидуальные занятия, можно «углубиться » в музыку единого стиля,  изучая жизнь композитора и его характерные черты и особенности  творчества.

 «Урок вдохновения» - происходит напряженность коллективной работы, когда  единая задача  даёт интенсивное продвижение каждому участнику и в осознании музыки в целом, и в исполнительском мастерстве.

Не менее интересен урок – «Одного звука». Цель урока – дать возможность учащимся осознать большие возможности звука, а также – освоение принципов звукоизвлечения на фортепиано. Урок целесообразен в начале учебного года, четверти, полугодия, когда необходимо активизировать внимание, восприятие учащихся. Начать урок необходимо  с беседы. Заранее на дом раздаются вопросы: «Что может один звук?», «Многое ли можно «сказать» одним звуком?» «Какие звуки любишь больше – тихие или громкие?»…

 Обычно дети воспринимают звуки таким образом: «Тихий звук помогает думать…», «Громкий несет силу» Слушаем один и тот же звук в различной гармонии, меняя «настроения», «образы»,  дети должны «услышать», «о чем рассказал звук»  и т.д. Меняя образы, открывается «глубина звука», «звонкость», «мягкость» - открывается «тон» как носитель смысла.  Исследуется  динамическая нюансировка: образ – технология. Заканчивается  урок рассказом сказки… о звуках – строителях и разрушителях. Проходит беседа о том, что было самым интересным на уроке, что трудным. Если урок удался, дети как правило продолжают развивать взятые «направления», фантазируют рисуют дома звук.

Методика работы Екатерины Олёрской -

предлагает на раннем этапе развития учить играть ребёнка с показа, с рук и параллельно изучать ноты по специально разработанной  азбуке, а затем все наработки соединить и продолжать заниматься обычным способом, но, уже имея определенные сформированные и закрепленные пианистические навыки, технику исполнения, стремление к выразительной игре, довольно развитую музыкальную память, опору на теоретические знания, и вполне грамотное умение читать ноты.

Действительно, такой способ дает более быстрый и более качественный результат, это интереснее, это комфортнее и для учителя и для ученика, необходим лишь специализированный дидактический материал и пособия.

Е. Олёрская разработала систему, увеличивающую шансы на освоение музыкального инструмента для любого человека вне зависимости от того, имеет ли он большую одаренность или его музыкальные способности не являются сильной стороной его личности!

Музыкальные пособия: «Тренажёр для юного музыканта» предназначен для систематизации теоретических основ, полезных в исполнительской деятельности.

«Ручные пьесы» созданы таким особым образом, что их легко выучить без нот, с показа. Именно благодаря умышленно ясной, простой структуре ручных пьес, они выучиваются легче и быстрее обычных. А это как раз и необходимо в период формирования основ пианистического аппарата.

Идея с применением фонограмм так же очень хороша. Ребенок играет немного нот, а в сумме получается  музыка. Фонограмма лучше в том плане, что она дисциплинирует и нарабатывает беглость и техничность исполнения и развивает гармонический слух.

В своей работе  с ребятами  дошкольного и младшего школьного возраста я  широко применяю игровую форму работы  с использованием дидактического и наглядного материала, с привлечением средств КТО.

Например: при изучении нот I и II октавы использую наглядный материал 3-х различных видов, при работе с каждым из них ставлю свою определённую цель, обучение проходит в игровой форме, что способствует более эффективному запоминанию и свободному ориентированию ребёнка в нотном тексте.

При работе в 1-м классе над упражнениями и гаммами, также использую несколько приёмов  игровой формы, что способствует наработке и развитию беглости  в более доступной и увлекательной для ребёнка форме.

При работе со Средствами музыкальной выразительности переносим ассоциации из жизни ребёнка на клавиши, ребёнок опирается на свой жизненный опыт, свои знания и переносит это на инструмент, мне остаётся лишь немного поработать над звукоизвлечением.

При работе над Музыкальной формой широко использую и применяю геометрические фигуры разной цветовой гаммы, что помогает маленьким детям образно и интересно представить исполняемое произведение в схеме. Такой вид работы позволяет легче воспринимать и быстрее усваивать материал, также активизируются творческие способности ребёнка.

Данная форма работы  позволяет детям более осмысленно исполнять музыкальное произведение, а также правильно рассчитывать звуковой рисунок. К основному домашнему заданию предлагаю дома в тетради изобразить форму строения того или иного изучаемого произведения.

Больше творчества! Творчества, направленного не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме учебного материала – это и есть основная цель нетрадиционных (нестандартных) уроков, отработка новых  методов, приёмов, форм и средств обучения, по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения.

 

 

 

 

Список литературы:

1. Екатерина Олёрская «Практическое пособие для изучения нот скрипичного ключа и приобретения первоначальных навыков»  / © Олёрская Е. А., 2014

2. Екатерина Алвиановна Олёрская «Азбука чтения нот. 1 часть» Книга-    практикум по виртуозному чтению нот / © Олёрская Е. А., 2013

3. Екатерина Алвиановна Олёрская «Ручные пьесы» Сборник пьес для  фортепиано / © Олёрская Е. А., 2013

4. Екатерина Алвиановна Олёрская «Тренажёр  для юного музыканта» / ©  Олёрская Е. А., 2014

 

Интернет источники:

5. Режим доступа http://pia-creativ.ru/publ/8-1-0-50/  (Дата обращения: 01.02.2017г).

6. Режим доступа http://assol.net/publ/metodicheskaja_stranica/netradicionnye_formy_obuchenija_v_fortepiannom_klasse/1-1-0-685  (Дата обращения: 01 .02.2017г).

7. Режим доступа  http://forum.in-ku.com/showthread.php?t=135258

 (Дата обращения: 03.032.2017г).

8. Режим  доступа  http://festival.1september.ru/articles/510510/    (Дата обращения: 03.02.2017г).

Опубликовано: 21.04.2021