Функциональная грамотность .Английский язык. Задание на формирование функционального чтения на уроках английского языка

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Тихонова Екатерина Николаевна

Организация: МАОУ «СОШ №11»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Усть-Илимск

Функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений.

Основная задача учителя – стимулировать учащихся к речемыслительной активности, создавая такие учебные ситуации, которые будут способствовать их спонтанной речи.

На уроке английского языка мы формируем, развиваем и совершенствуем такие компоненты функциональной грамотности, как: глобальные компетенции, креативное мышление, читательская грамотность. Важным моментом является и практическая направленность уроков.

Проанализировав задания из учебника, непосредственно с которым мы работаем, мы нашли примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

Рассмотрим несколько заданий из учебника для общеобразовательных учреждений Под редакцией проф.М.В.Вербицкой Москва Издательский центр «Вентана –Граф» 2012 год издания.

Разновидностью данного типа заданий являются задания на поиск информации мелким шрифтом (встречаются даже в некоторых тестах PISA: школьникам предлагается проанализировать содержимое обложки журнала или книги или, например, CD-диска с фильмом, а также сделать выводы о характере произведения, его названии, авторах и т.д.) Оказывается, что наши ученики иногда затрудняются с правильной интерпретацией иллюстраций, ярких заголовков и рекламных вставок. Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA, называется несплошным текстом. Это могут быть театральные билеты, программки, постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные мероприятия, проездные билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев, скриншоты сайтов и т.д

 

Задание 1. Изучи текст, определи правильность / неправильность утверждений.

 

Следующий уровень понимания текста характеризуется уровнем развития речи, продуктивностью ассоциаций и процессов понимания. Одним из типовых заданий, направленных на достижение такого уровня текста, является «текст с пропусками». Несмотря на то, что ход выполнения заданий к подобно рода тексту прост – ученику предлагается вписать в каждый пропуск одно или несколько слов так, чтобы в целом получался связный рассказ – «использование текстов с ошибками и пропусками слов сочетает в себе элементы игры и исследования, что позволяет пробудить интерес учащихся к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, актуализировать ту информацию, которая наиболее важна, развивает навыки самостоятельной работы, развивает умения применять полученные знания на практике».

Рассмотрим пример текста, сочетающего в себе два типа теста (сплошной и несплошной).

Задание 2. Изучи информацию (рис.2.) и заполни пропуски в тексте

 

Задание 3. Напишите короткий  письмо своему другу о Том Сойре, Бене Роджерсе, Билли Фишере .

 

Задание 4. Напишите короткий рассказ о Том Сойре, Бене Роджерсе, Билли Фишере.

 

Задание 5. Изучите текст. Ответьте на вопросы по содержанию текста.

1. Прочитайте и ответьте на вопросы

 

УМК: Учебник для общеобразовательных учреждений Под редакцией проф.М.В.Вербицкой Москва Издательский центр «Вентана –Граф»

2012 год издания

Опубликовано: 14.05.2022