Современный урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Инновационный подход к преподаванию в школе
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Дапыян Аяна Мал-ооловна
Организация: МБОУ СОШ с.Дерзиг-Аксы Каа-Хемского района
Населенный пункт: Республика Тыва, село Дерзиг-Аксы
Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Современный урок - это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк. Качество урока зависит от степени подготовленности класса и от педагогического мастерства учителя. Повышение эффективности каждого урока – залог повышения качества обучения и воспитания.
Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников.
Такой подход, несомненно, заинтересует ребят, да и учителю будет интересней проводить урок. «Горящие» глаза учеников, их заинтересованность предметом будет только в том случае, если у самого учителя «горят» глаза и ему интересно то, что он делает.
Примерный план урока
Тип урока – комбинированный
Тема урока
Цель урока
Задачи урока:
- образовательные;
- коррекционно-развивающие;
- воспитывающие.
Оборудование урока.
1. Организационный этап.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания. Содержание этапа (возможные варианты):
§ по звонку найти свое место;
§ взаимное приветствие;
§ рапорт дежурного, определение отсутствующих;
§ запись числа;
§ проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
§ сообщение темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:
§ фронтальный опрос;
§ индивидуальный опрос с вызовом к доске;
§ фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
§ индивидуальный письменный опрос;
§ уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
§ практическая работа;
§ программированный контроль;
§ проверка тетрадей;
§ использование ИКТ.
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:
§ загадка;
§ ребус;
§ кроссворд;
§ игра "Четвертый лишний";
§ словарная работа (связь с новым материалом);
§ проблемный вопрос.
4. Сообщение нового материала.
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:
§ в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
§ самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;
§ вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
§ чередование беседы и рассказа;
§ применение ИКТ.
5. Закрепление полученных знаний.
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Возможные варианты работы:
§ беседа;
§ работа с учебником;
§ работа с тетрадью;
§ практическая работа;
§ программированные задания;
§ дидактические игры;
§ ИКТ;
§ таблицы, схемы, тесты;
§ самостоятельная работа.
6. Подведение итогов.
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
§ выводы;
§ вопросы на понимание изученного материала;
§ разбор и запись домашнего задания;
§ оценка работы учащихся.