Роль концертмейстера в успешной организации образовательного процесса на музыкальном отделении педагогического колледжа
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Промышляева Наталья Капитоновна
Организация: ГБПОУ СО «ССПК»
Населенный пункт: Самарская область, г. Самара
Профессия концертмейстера широко популярна среди музыкантов-исполнителей, равно, как и профессия аккомпаниатора. Однако, говорить о полном тождестве этих двух, схожих по практическому воплощению музыкального материала, профессий нельзя. В том и другом случае качество художественного воплощения зависит от мастерства исполнителя. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту или какому-либо коллективу на эстраде (танцевальному, вокальному...).
В отличие от аккомпаниатора деятельность концертмейстера более емкая, так как помимо концертной включает в себя педагогические, психологические и творческие функции. В ходе учебного процесса концертмейстер разучивает с обучающимися нотный материал (в классе вокала и дирижирования), контролирует и корректирует качество исполнения, создает благоприятный психологический микроклимат, для решения возникающих затруднений и подсказывает правильные пути к их разрешению. Большой профессиональный опыт концертмейстера способствует успешной организации образовательного процесса на музыкальном отделении колледжа. В педагогическом колледже основные сферы деятельности концертмейстера – учебная, конкурсная и концертная. Для их успешной реализации концертмейстер должен иметь определенные навыки и умения:
- Высокий технический уровень владения инструментом (фортепиано);
- Навык ансамблевой игры (умение слушать партию солирующего голоса, при необходимости уход на «задний план», дабы выделить солирующую партию);
- Владение основными понятиями "смежных", а в учебной практике педагогического колледжа основных дисциплин (знание схем и приёмов дирижирования, навык игры партитуры, знание основ вокала, выявление индивидуальности тембра и диапазона солирующего голоса, знание основ хореографии и т. п.)
Необходимость владения столь широким спектром знаний объясняется многообразием видов концертмейстерской работы в учебной практике колледжа. Это работа в классе дирижирования, вокала, ритмики и хореографии. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить художественный замысел композитора.
Конкретизируя задачи и навыки концертмейстера, необходимые для успешной организации образовательного процесса на музыкальном отделении следует отметить особую важность владения специалистом такими профессиональными умениями как:
- умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки;
- умение транспонировать в пределах квинты текст средней трудности (в классе вокала);
- умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры (в классе дирижирования);
- умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации;
- знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй исполняемого произведения.
От высокого уровня профессиональных и личностных качеств концертмейстера зависит успех образовательного процесса колледжа, и в итоге качество подготовки будущих учителей музыки и музыкальных руководителей в дошкольных образовательных учреждениях.
Литература:
1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе специального дирижирования на дирижерско-хоровом отделении // Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. – С. 71-72.
2. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. - М., 1999. – С. 130-140.
3. Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в Вузе // Проблемы музыкального воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.К. Терентьева. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – Вып. 2. – С. 66-70.4.Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 2002. – С. 31-48.
5. Горошко Н.Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно-практической конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед ун-т; Ред. колл.: М.С. Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999. - С. 98-100.