Особенности организации здоровьесберегающего и здоровьесозидающего образования в условиях современной школы
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Савенкова Гузель Рамилевна
Организация: МБОУ СОШ с.Тавричанка
Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Тавричанка
«Без здоровья невозможно и счастье»
Виссарион Григорьевич Белинский
Здоровье человека – это целостное, многомерное понятие, включающее такие аспекты, как соматическое, психическое, нравственное и социальное здоровье. Формирование личности здоровой, социально устойчивой, адаптированной к современным условиям жизни - главная цель современного образования. А одной из главных задач современной школы — помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Это возможно в результате целенаправленного использования педагогом в учебно-воспитательном процессе современной школы здоровьесозидающих и здоровьесберегающих образовательных технологий.
По мнению А.Г. Маджуга,«здоровьесозидающая образовательная технология – это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно обеспечивающего сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях». [2]
Здоровьесберегающая образовательная среда – это идеальная модель, к которой стремятся все участники образовательного процесса – учителя, обучающиесяих родители. Однако достижение этого идеального результата – процесс многоступенчатый, многофакторный и не всегда прогнозируемый. В определении здоровья, которое дает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), указывается на физическое, психическое и социальное благополучие (здоровье) человека. [4]
Под каждым видом здоровья понимается следующее:
- физическое здоровье (характеризуется состоянием физического развития, отражающим текущее функциональное состояние органов и систем организма человека, соответствие биологического и паспортного возраста, врожденных и приобретенных уродств и инвалидности и т.д.); [3]
- психическое здоровье (состояние душевного благополучия, определяемое отсутствием болезненных проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности; [1]
- социальное здоровье (социальная активность, адекватность мировосприятия и мироотношения, удовлетворенность жизнью, способствующая нравственности поведения и препятствующая социальной дезадаптации личности).
Все образовательные учреждения в рамках своей деятельности решают в той или иной мере проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Наша школа также не исключение.
При составлении учебногоплана (далее ) для 1-4 классов, были использованы следующие нормативные документы:
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002г., зарегистрированных в Минюсте РФ 5.12.2002 № 3997.
- Базисный учебный план начального общего образования (Вариант 1).
Учебный план МБОУ СОШ с. Тавричанка обеспечивает исполнение ФГОС НОО и определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, используя кадровые возможности школы и материально-техническую базу.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Также в соответствии с ФГОС НОО в начальных классах ведется внеурочная деятельность.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
План внеурочной деятельности в МБОУ СОШ с.Тавричанка опирается на следующие нормативные документы:
- Закон Российской Федерации « Об образовании»;
- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 года, регистрационный №19676).
Содержание внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов направлено на:
•создание условий для развития личности ребенка;
•профилактику асоциального поведения младших школьников;
•обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
•укрепление психического и физического здоровья детей;
•развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Например, одним из направлений внеурочной деятельности является спортивно-оздоровительное направление «Подвижные игры» (по 1 часу в неделю).
Помимо этого обучающиеся нашей школы посещают спортивные кружки и секции, участвуют в районных соревнованиях по различным видам спорта и занимают призовые места, проводят школьные спортивно-оздоровительные соревнования. Предприняты меры по исключению во время проведения уроков физической культуры и внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий случаев травматизма учащихся.
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса является важнейшим направлением государственной политики в области образования. Поэтому задачи обеспечения комфортной и безопасной образовательной среды, создания мотиваций и условий для здорового образа жизни, эффективного использования здоровьесберегающих образовательных технологий организации образования должны стать одним из приоритетных направлений развития любой образовательной организации.
Список литературы
- Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
- Маджуга А.Г. Здоровьесозидающий менеджмент образования: система управления здоровьем субъектов образовательного процесса как ресурсом // Здоровье и образование в 21 веке – Выпуск № 1 / том 13 / 2011.
- Сериков Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: Монография. – Екатеринбург ‐ Челябинск: Изд‐во ЧГПУ, 1999. – 356 с
- Смирнова Ю.В. Здоровьесозидающий потенциал образовательной среды школы// Человек и образование № 4 (17) 2008
Нормативные документы
- Закон Российской Федерации « Об образовании»;
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02», утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002г., зарегистрированных в Минюсте РФ 5.12.2002 № 3997.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 года, регистрационный №19676).