Методические рекомендации по организации научно-практической деятельности обучающихся

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Андреева Светлана Алексеевна

Организация: ГБПОУ «ННК»

Населенный пункт: Республика Татарстан г.Нижнекамск

Все чаще мы сталкиваемся с тем, что ведущее место во многих научных отраслях занимают молодые специалисты, буквально только что покинувшие студенческую скамью. Важнейшим фактором успеха является то, как смогли раскрыть их научный потенциал непосредственные наставники – преподаватели ССУЗов и ВУЗов при дальнейшем их обучении и получении диплома о высшем образовании. Исследовательская работа студентов  - это одна из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, - всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми    можно       посоветоваться      и       поделиться    текущими      или конечными результатами своих исследований. 
     Одаренные ребята – кто они? Какие? Как распознать их? Как увидеть, рассмотреть их огромные потенциальные возможности в интеллектуальной, творческой деятельности? Каким образом развить их? Какие условия необходимы, чтобы одаренные ребята смогли реализовывать себя, стать максимально полезными обществу, людям? Эти и многие другие вопросы очень волнуют сегодня нас, преподавателей.

      Одаренные ребята нуждаются в психолого-педагогической поддержке, в развитии своих способностей. Под способностями понимаются индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны и сформированы у личности. Ни способности, ни одаренность сами по себе не обеспечивают успех, а лишь создают возможность его достижения.  Воспитание ребят, особенно одаренных, может быть эффективным только при индивидуальном, личностном подходе. У творчески одаренных ребят оригинальный ум, их зачастую не понимают взрослые и не принимают сверстники. Поэтому важно создать вокруг таких ребят доброжелательную, теплую атмосферу, помочь им понять самих себя, создать ситуацию успеха. Этому способствуют и психолого-педагогические семинары для преподавателей, и занятия самообразованием, и анализ форм и методов работы со студентами, а также применение современных технологий обучения. Современный учитель должен быть и психологом, и воспитателем, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, а также, как того требует современная система образования, организатором и руководителем научно-практической деятельности обучающихся.

       Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Потребность в поисковой активности – одно из условий, которое заставит студента влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, к активному умственному труду. Это требует организовывать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, «добывания знаний». Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

       Огромную роль в развитии студентов играют проектное обучение – выполнение проектов, написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему для курсовой  или дипломной работы, уже учитывают этот факт. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломную работу может быть включён собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы.

       Сегодня, когда российская наука переживает не лучшие времена, необходимо пристальное внимание к научной деятельности студентов: участие в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах на лучшую НИРС, которые носят преимущественно исследовательский характер.

       Работа преподавателя в качестве руководителя научно-исследовательской деятельностью студентов заключается в мотивации данной деятельности, в организации обучающихся на определение целей и задач исследования, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультации по вопросам получения, обработки информации, выбора формы реализации исследования, его апробации и презентации.

       Исследовательская деятельность студентов способствует расширению их кругозора, развитию мышления и эмоциональной сферы, развитию умения ориентироваться в море научной информации, работать с научной литературой ( если необходимо, то и с иностранной), умело пользоваться интернет-ресурсами, обобщать полученную информацию, приобретать навыки реферативной работы при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, грамотно строить свои выступления, приобретать опыт публичного выступления Хороший стимул-участие в научно-практических конференциях, организованных школами, учреждениями НПО, СПО и ВПО города, региона или республики. Высокие результаты, которых некоторые студенты достигают, говорят о том, что развить способности можно при условии умелой организации индивидуальной работы.

       Успешное обучение и осуществление научно- исследовательской деятельности студентами возможны, если имеется представление обо всех ее элементах и этапах в целом.

       Работа выполняется в несколько этапов:

1 этап организационно-подготовительный

  • Сообщение студентам предварительной информации – «вводный текст»
  • Выбор темы исследования, т. е. определение задачи, которая должна быть решена студентами

2 этап - поисково-исследовательский

  • Разработка программы исследования
  • Материально-техническая подготовка
  • Сбор и изучение необходимой информации
  • Проведение исследовательской работы

3 этап – отчетно-оформительский

  • Консультации по обработке материала
  • Подбор фотографий и иллюстраций, таблиц, сопровождающих материал, их размещение
  • Создание слайдов, презентаций

4 этап – информационно-презентативный

  • Защита осуществленной проектной работы в группе, выступление на конференциях, участие в городских, республиканских или всероссийских конкурсах.

        Защита курсовых и дипломных проектов дает возможность студентам продемонстрировать приобретенные знания, умения, опыт поисково-исследовательской работы, навыки творческой деятельности. Получение результата позволяет студентам пережить ситуацию самореализации, обусловливает развитие у студентов устойчивой профессиональной мотивации к научному труду и ориентацию в системе ценностей научной деятельности: совершенствование профессионального самоопределения молодежи, способствующего обоснованному выбору профессии, достижение объективности в оценке личных успехов в соответствии со своими способностями.

        Помимо способностей необходимы и другие факторы: мотивация, умения, навыки…Часто говорят: «способный, но ленивый» или «способный, но для достижения успеха еще надо много учиться и трудиться».

        Участие в научно-исследовательской деятельности, как одной из форм активной самостоятельной работы студентов, возможно только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. 
Мотивация тесно связана с другими психологическими процессами: восприятием, мышлением, отношением к самому себе и может рассматриваться как важнейший фактор достижения успеха в любой деятельности человека. Меняя восприятие определенных объектов, формируя новый стиль мышления, мы развиваем и новое отношение к своей деятельности. Когда человек начинает рассуждать по-другому, он начинает и действовать по-другому. Приучив себя к новому мышлению (по-другому воспринимая себя и свою деятельность), вы тем самым изменяете и свою мотивацию к деятельности.

         Существует несколько технологий, позволяющих добиться высокой мотивации минимальными усилиями:

         1) Оживить  приятные воспоминания

1. Вспомните тот период своей жизни, когда вам что-то хорошо удалось сделать. Что именно и почему так легко удавалось вам тогда? Почему вам не удается сделать что-то сегодня?

2. Вспомните конкретный успешный эпизод и попробуйте опять пережить его в деталях. Потом оживите приятные воспоминания из других эпизодов. Какими тогда были ваши чувства, впечатления? Что мешает вам почувствовать похожие чувства теперь?

3. Попробуйте вызвать эти чувства сейчас и увлечься чем-то. Перенесите эти чувства из прошлого на ту деятельность, которую вам необходимо выполнить сейчас. Свяжите вдохновение от прошлых успехов со своими сегодняшними целями.

4. Запишите свои впечатления, чувства, рассуждения. Напишите текст для самовнушения, который можно будет перечитывать и поддерживать свою мотивацию в дальнейшем.

        2) Изменить отношение к ошибкам

Очень важно положительно (с позитивным настроем) относиться к возможным ошибкам. Это поддерживает мотивацию на надлежащем уровне, побуждает работать над своими недостатками и слабостями. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Невзирая на банальность этого изречения, многие люди панически боятся возможных неудач. Чаще всего причина кроется в раннем детстве — чересчур суровые и авторитарные родители, жестоко наказывавшие малейшую детскую шалость и подавлявшие любую инициативу ребенка. С годами детский страх перед родителями может трансформироваться в страх наказания со стороны вышестоящего начальства. Особенно, если попадается начальник «родом из детства», очень похожий на родителей из детских воспоминаний — жестокий и авторитарный. Постоянно опасаясь совершить ошибку, такой человек становится пассивным, полностью утрачивает творческую инициативу в своей профессиональной деятельности. В то же время действительно активные люди допускают большее число ошибок, но они и значительно чаще достигают успеха, чем пассивные люди. Не случайно многие зарубежные компании материально поощряют своих работников даже за те творческие идеи, которые «провалились». Такое отношение поддерживает у людей высокую мотивацию и стремление постоянно экспериментировать и нестандартно мыслить.

       Ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятельности.

1. Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражают позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления. Эти изречения вы можете применять для поддержки своей мотивации.

2. Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно (или когда-то раньше). Поразмышляйте над способами их преодоления. Определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании. Поразмышляйте над методами, которые будете использовать, работая над развитием определенных навыков и способностей.

3. Придумайте несколько варианта девизов, которые помогли бы вам позитивно реагировать на собственные неудачи и ошибки. Например: «Ошибки — это замечательно! Я теперь знаю, над чем работать».

        3) Создать ситуацию успеха

Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

       «Секретная технология» создания ситуации успеха может быть такой:

1. Человек способен побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Когда нет желания работать (но вы осознаете важность дела), общение с самим собой, убеждение или просьба, обращенные к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации. Найдите наилучшие приемы побуждения, которые в большей мере, чем другие, отвечают вашей индивидуальности. Напишите несколько вариантов самопобуждений. Какими по форме они будут — душевными просьбами, безаппеляционными приказами, логическими аргументами, эмоциональными призывами или грубыми ругательствами — зависит от вас. Выберите из них наилучшие. Наличие у студента определенных мотивов (внешних или внутренних) творческой деятельности и, в частности, научно-исследовательской, необходимо для ее осуществления. Результатом такой деятельности станет создание продукта, отличающегося новизной, оригинальностью и уникальностью. В данном случае уместно говорить о единстве мотивации, которая проявляется в самом факте существования и развития природной склонности человека к творчеству, в потребности в самовыражении. Внешние мотивы могут служить двигателем научно-исследовательской деятельности только посредством внутренней мотивации. Большое значение имеет также создание условий для самоактуализации творческих возможностей студента, раскрытие перед ним личностно-значимых перспектив.

2. Разбейте конечную цель на ряд конкретных промежуточных этапов и осознайте важность достижения каждого из них. Ставьте перед собой как можно больше конкретных (реальных) целей и стремитесь достичь их. Перечислите конкретные этапы достижения цели.

3. Мотивационным фактором в интенсивной научно-исследовательской работе студента является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. Спланируйте, как добиться определенной цели (или отдельного этапа ее достижения). Цель следует выбрать средней сложности, поскольку достижение легких целей не будет переживаться как успех, а достижение слишком сложных потребует очень много времени и сил.  Какую цель вы хотели бы достичь?

4. Определите количественные или качественные показатели, по которым вы могли бы фиксировать даже незначительные позитивные сдвиги в работе. Например, в спорте улучшение результатов даже на тысячные доли уже стимулирует спортсмена, ибо свидетельствует о продвижении вперед. В изучении языков таким критерием может быть увеличение активного словарного запаса. Преодоление неуверенности и боязни появления на публике во время выступления, например, с научным докладом на какой-нибудь научно-практической конференции, где существенную роль будет играть владение технологией  ораторского мастерства или искусства, которому можно с легкостью обучиться, было бы желание, как говорится, но если будет сильна мотивация, то и желание овладеть этим искусством не заставит себя долго ждать.

5. Приложите все усилия, чтобы успешно выполнить поставленное задание, достичь хотя бы одну из поставленных вами целей. В этом вам поможет осознание полезности выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа. Достигли ли вы этой конкретной цели? Какие трудности вам пришлось преодолеть?

6. Не забудьте похвалить самого себя за то, что добились даже небольшого успеха («Какой я молодец!»). Позитивные эмоции, связанные с достижением успехов, очень важны. «Наградите» себя чем-нибудь. Какой приз вы для себя приготовили?

7. Мощным фактором достижения успеха будет служить технология создания портфолио студента, в котором студенту необходимо собрать, систематизировать и зафиксировать результаты собственного развития, усилия, прогресс и достижения, продемонстрировать свои способности, интересы, возможности.

       Участвуя в конкурсах, конференциях различного уровня, студенты нашего колледжа показали свое лицо, интеллект, творческие способности, добившись определенных результатов (презентационные слайды).

Список литературы:

  1. Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход. – Харьков: Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011 г. – 296 с.
  2. Капитанова Т. Вундеркинды за партой. // Народное образование. – 1996. - №8. – С. 66-69
  3. Савенков А. И. Путь в неизвестное. Развитие исследовательских способностей школьников. Изд-во «Генизис», М., 2005 г.
  4. Сиротин О. Необходимое условие – индивидуализация. // Народное образование. – 1996. - №8. – С. 24-25
  5. http://www.vfatiso.ru/science/22/
  6. vmk1.ru/studentu/texnologiya-portfolio-studenta.html

 

Опубликовано: 07.06.2016