Воспитание у дошкольников эмоционально-положительной отзывчивости в процессе взаимодействия с природой

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Косых Светлана Викторовна

Организация: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 20»

Населенный пункт: Томская область, г. Колпашево

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев

 

Природа заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Природа является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Ребенок познает красоту окружающего мира наиболее полно через восприятие красоты природы. Многие ученые считают, что эстетика природы является основой формирования эмоциональных представлений об окружающем.

Важнейшим условием формирования у детей дошкольного возраста эмоциональных представлений является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольники подводятся к пониманию того, что каждое животное или растение – живое, общение с которым вызывает чувство радости, что в свою очередь способствует накоплению эмоциональных представлений.

Для того чтобы дети накапливали запас эмоциональных представлений, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Дошкольники под руководством воспитателя овладевают эмоциональными представлениями в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и предоставляется возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать. Яркость и точность представлений у ребенка возрастает под влиянием эмоций, которые он испытывает в процессе общения с природой. Дети проявляют устойчивый познавательный интерес, охотно наблюдают за объектами и явлениями, отмечают изменения, происходящие в природе, надолго удерживают в памяти события, связанные с природой.

Ребёнку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц, поэтому особое значение придаём наблюдениям в природе, которые проводятся ежедневно. Наблюдения за объектами и явлениями природы мы сформировали по сезонным признакам. В зимний период мы обращаем внимание на снег, как он покрывает дома, кусты, деревья, как тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создают образ зимнего пейзажа, который способствует пробуждению у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к природе.

Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы все радуются солнечным, тёплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилёту птиц. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы.

С приходом летних дней мы наблюдаем, как живописен и прекрасен лес, на многообразие растений, насекомых, красоту распустившихся цветов. Привлекаем детей к участию во всех видах работ по уходу за клумбами. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, создает радостное настроение от проделанной работы.

Наиболее яркие изменения происходят осенью. В осенний период ребята наблюдают, как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. В каждом осеннем листочке мы учим детей видеть прекрасное: как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака.

Дошкольники испытывают радость от общения с природой. И мы говорим о том, что растения живые и им тоже бывает радостно и бывает грустно, если он их не заботиться.

Именно через восприятие красоты природы во все времена года у детей развивается бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

Для эмоциональной основы усвоения знаний постоянно используем художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, приметы, загадки. Это «кладезь» для решения задач по развитию эмоциональной сферы ребенка.

 

«Снег пушистый лег на ветки.

У крыльца играют детки,

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.»

 

«Нынче удались цветы повсюду,

Вволю им дано покрасоваться.

Я смотрю на землю, как на чудо!

Просто не могу налюбоваться!» (А. Прокофьев)

 

Читая стихи, интонационно выражаю своё эмоциональное отношение, что вызывает у детей чувство восторга, восхищения и радости.

 

«Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год»

 

На основе знакомства с народными  приметами («Птицы сидят на верхушке дерева – к морозу») дети учатся подмечать изменения в природе. Чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, мы анализируем результаты наблюдений и фиксируем их в календаре природы.

Использование художественного слова способствует обогащению словарного запаса детей эпитетами, сравнениями, подбору синонимов для характеристики явлений и объектов природы (снег искристый, блестящий, слепящий; елка зеленая, пушистая, колючая).

От рассматривания ярких красочных явлений дети постепенно переходят к познанию их сущности. Это создает благоприятные условия для развития эмоционального отношения к природе, вызывает желание смотреть, спрашивать, рассказывать.

Большое значение мы придаём исследовательской деятельности детей – проведению опытов, наблюдений. Такие эксперименты как «Свойства воды», «Воздух-невидимка», «Опасный снег» и т. д., во время которых задействованы все органы чувств ребенка, а не только зрение и слух, вызывают у детей огромный интерес, любознательность, развивают умение делать выводы. Мотивом экспериментальной деятельности служит любопытство ребенка, а стимулом для дальнейшего развития этой деятельности – удивление и изумление ребёнка от узнанного.

Воспитанию эмоционально-положительной отзывчивости способствуют и занятия продуктивной деятельностью: рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природного материала. В своих работах дети выражают впечатления от увиденного и показывают своё отношение к явлениям природы. Стало традицией проведение таких конкурсов как «Песочные пирожки», «Удивительные камни», которые стимулируют творческую активность, развивают воображение, фантазию, вызывают положительные эмоции.

Также для закрепления материала и активизации полученных эмоциональных представлений используем дидактические игры и упражнения природоведческого  содержания. Например: «Опиши, а мы угадаем», «Скажи наоборот», «Что выросло на огороде, в саду, на ёлке», «Назови похожее». Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игры способствуют углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире.

Участие детей в проектной деятельности стало способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. В рамках проекта «Чудеса в траве» дети получили знания о насекомых (жуках, кузнечиках, бабочках и др.), об их строении, способах передвижения, о том какую пользу они приносят. Результатом проекта «Цветочное наслаждение»стало приобретение детьми навыков бережного отношения к цветам, умение видеть прекрасное и получать от этого радость.

Для создания эмоционально-положительной атмосферы, для более полного и осознанного усвоения знаний проводятся экологические праздники, развлечения, досуги. («Осень в гости просим», «Встречи на полянке» и др.). Их проведение вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание.

Работа по воспитанию у детей экологического сознания может быть по-настоящему результативной, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического эмоционального мировоззрения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей основ экологической культуры, которая включает в себя знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки. Нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а во время отдыха с родителями наблюдают совершенно другое – экологически неграмотное поведение родителей. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребёнку в детском саду, и пренебрежительным отношением родителей к природе делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает у детей ситуацию психологического дискомфорта, поэтому мы используем различные методы и формы работы с родителями  как традиционные (родительские собрания, консультации, беседы, конференции) так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии, выставки рисунков, работ из природного материала, семейных фотографий, создание мини-музеев).

Традиционными стали выставки: «Осенняя фантазия», «Зимушка зима», «Братья наши меньшие» и пр. и участие в акциях «Покормите птиц зимой!», «Озеленим наш сад» и др.

В процессе проводимой работы у детей наблюдается рост интереса к окружающему миру. Они стали рассказывать не только о том, что видели недавно, но и выражать своё эмоциональное отношение к предметам и объектам действительности, могут обосновать свой ответ «Мне нравится зима, потому что всё вокруг белое, можно кататься на горке, играть снежками», «Мне не нравится зима, потому что на улице мороз».

Таким образом, эмоции сопровождают человека в течение всей жизни, а особенно дошкольников, которые отличаются эмоциональной непосредственностью и открытостью, ведь только так мы сохраним эмоциональное благополучие дошкольника, а значит, сохраним физическое и психическое здоровье ребенка.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Кравченко И.В., Домова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 176 с.
  2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. Группы дет. Сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
  3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми2 – 4 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.
  4. Скоролупова О.А. «Весна. Насекомые. Перелетные птицы», Тематические недели в детском саду: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003. 2015. – 136 с.
  5. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 112 с.
Опубликовано: 07.02.2017