Системно - деятельностный подход в изучении междисциплинарного курса «Хоровой класс и управление хором»

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Крючкова Вера Викторовна

Организация: ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет».

Уильям Уорд.

 

 

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования содержат конкретные требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. Выпускник колледжа должен: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием и другие. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.   

Основной формой обучения в педагогическом  колледже сегодня, по-прежнему, остаётся урок. И именно урок  требует от педагога мастерства в создании  особых педагогических условий, способствующих развитию личности обучающихся, их познавательных и творческих способностей, получению опыта самостоятельной деятельности, формирующих  мотивацию профессионального роста будущих учителей музыки, их профессиональные компетенции.

Современный подход к организации урока предполагает использование  педагогических технологий, с помощью которых  можно реализовать новые требования, при этом развивающее обучение, в основе которого лежит системно- деятельностный поход,  является приоритетным.

Системно-деятельностный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности. Данный подход направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование его индивидуальных способностей с учетом разноуровневой подготовки. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

В среднем специальном учебном заведении при подготовке учителя- хормейстера следует  говорить об адаптированном варианте использования  системно - деятельностного подхода. При этом структура урока (индивидуального или группового) может выглядеть следующим образом:

  • преподаватель создает проблемную ситуацию;
  • обучающийся принимает проблемную ситуацию;
  • вместе выявляют проблему;
  • преподаватель управляет поисковой деятельностью;
  • обучающийся осуществляет самостоятельный поиск;
  • обсуждение результатов.

Данная  структура урока, сохраняя общие закономерности, может видоизменяется, но должна оставаться главная методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

В рамках  системно- деятельностного подхода,  основное внимание следует  уделять технологиям и  методам, которые способствуют формированию познавательной активности и  помогают обучающимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, осознавать и находить  способы решения различных ситуаций и проблем, связанных с особенностями хорового пения и хорового дирижирования, оценивать и объяснять полученные результаты.

Это технологии проблемного обучения, проектная технология, интерактивные технологии и методы, информационно- коммуникационные технологии.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, проведение эксперимента, умение строить гипотезы, обобщать;

  • развивают аналитическое мышление.

Проектная  технология ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а так же развитие критического и творческого мышления. Творческие проекты объединяют образовательное и воспитательное пространство, способствуют формированию познавательной активности, мотивации в обучении и, как следствие, формируют интерес к профессии. 

В рамках изучения МДК «Хоровой класс и управление хором» студенты  могут выполнять различные проекты: учебные, исследовательские, творческие, межпредметные, информационные. Цель проектов - формирование общих и профессиональных компетенций будущего педагога- хормейстера. Каждый проект предусматривает создание творческой работы и обязательную презентацию результатов.

Метод проектов хорошо вписывается в изучение  междисциплинарного курса «Хоровой класс и управление хором», так как способствует развитию самостоятельности мышления и творческих способностей обучающихся, а так же включает их в активную музыкально- педагогическую деятельность,

Использование метода проектов в рамках системно- деятельностного подхода целесообразно и актуально, так как в процессе проектной деятельности обучающиеся развиваются всесторонне в связи с тем, что эта деятельность межпредметна и многофункциональна.

Основной составляющей проектного обучения является проблемное обучение, которое помогает развитию умения учащихся мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Педагог не только сообщает обучающимся выводы, но и ведет их по пути открытия нового знания, нового умения.

Проблемное обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, позволяет сделать студента активным участником учебного процесса. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, критического и творческого мышления. Основным элементом обучения являются проблемный вопрос и проблемная ситуация, которые пробуждают мысль, познавательные потребности обучающихся, активизируют мышление. Благодаря использованию проблемно-поисковых методов, а также  интеграции специальных музыкальных знаний, умений, навыков, получаемых студентом в процессе освоения различных музыкальных дисциплин,  на всех этапах обучения обеспечивается качественное формирование профессиональных компетенций будущего педагога- музыканта.

На занятиях МДК Хоровой класс и управление хором проблемное обучение и творческое начало тесно переплетаются благодаря специфике уроков искусства. Любое творческое задание предполагает создание проблемной  ситуации, что способствует самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Возможны различные варианты творческих заданий. Например:

1. Творческие задания, направленные на раскрытие художественно-творческого аспекта в интерпретации образного содержания произведения и связанные с  анализом хоровых произведений. Эти задания включают работу с музыкальной литературой и словарями, написание эссе, аннотаций, подготовку презентаций, знакомство с творчеством композитора и поэта на основе Internet ресурсов, аудио и видео  материалов.

2. Творческие задания, направленные на решение конкретных  технических задач: передача в жесте различной динамики, фразировки,  темпов, штрихов, агогики и др.

3.Творческие задания, связанные с воплощением в жесте художественного образа музыкального произведения. Данные задания предполагают  различные варианты решения исполнительских проблем, что делает художественное исполнение хорового произведения своеобразным, неповторимым. Это и выбор музыкально - выразительных средства  для создания художественного образа, и взгляд на музыкальную форму, и выбор технических приемов дирижирования, необходимых для создания индивидуальной творческой интерпретации хорового произведения.

4. Творческие задания, связанные с подготовкой к репетиционной деятельности: создание рабочего исполнительского плана, планирование вокально-хоровой работы и организация репетиционного времени, выявление вокально- хоровых трудностей в разучиваемой партитуре, подбор методов и приемов вокально- хоровой работы, направленных на решение исполнительских задач.

5. Творческие задания, непосредственно связанные с репетиционным процессом. Это задания, касающиеся исполнения хорового произведения в ансамбле: выбор необходимых приемов работы и дирижерских жестов для формирования мелодического и гармонического строя, установки хорового баланса, показа общехорового и цепного дыхания, штрихов, динамики, тесситурных и регистровых особенностей и т.д.

Сложность творческих заданий возрастает по мере роста профессионального мастерства обучающихся. При этом очень важно на всех этапах обучения уделять особое внимание осознанному усвоению  алгоритма выстраивания творческого задания, т.е. строгой последовательности учебных операций. При затруднениях   обучающийся может пользоваться   специальными подсказками - напоминаниями, помогающими ему самостоятельно справиться с задачей: опорными конспектами, схемами, таблицами.

Проблемное обучение требует от преподавателя умения в создании проблемных ситуаций,  а так же такой организации учебно-познавательной деятельности студентов, при которой на основе анализа фактов обучающиеся могут самостоятельно сделать выводы и обобщения. Следует отметить, что в процессе создания проблемно-поисковых ситуаций решаются задачи, которые являются основополагающими в формировании общих и профессиональных компетенций будущего педагога- музыканта:

  • формируются навыки творческого усвоения знаний;
  • воспитываются навыки художественно- познавательной активности и творческого применения знаний;
  • формируется  и накапливается  опыт самостоятельной  творческой деятельности. 

Решение данных задач   должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного, но неуклонного роста самостоятельности обучающихся.  

В развивающем обучении нельзя ориентироваться на какую-нибудь одну педагогическую технологию, так как многие из них в определенной мере реализуют все обозначенные выше цели личностно - ориентированного обучения. Большое значение в подготовке педагога- хормейстера имеет интерактивная технология.

Интерактивная технология обучения («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - это организация процесса обучения, основанного на взаимодействии всех его участников. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений обучающихся (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. Интерактивная  технология ориентирована на широкое взаимодействие обучающихся  не только с педагогом, но и друг с другом. Место педагога на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимися и педагогом, а так же между самими обучающимися.

Говоря о применении интерактивной технологии при освоении МДК «Хоровой класс и управление хором», необходимо подчеркнуть, что сам процесс хорового пения  уже является интерактивным методом обучения. Обучающиеся учатся друг у друга и все вместе. При этом они не просто поют, но и постоянно контролируют качество хорового пения, определяют вокально-технические ошибки, анализируют причину их возникновения, коллективно, на основе полученных представлений и вокально-хоровых навыков, находят пути решения возникших проблем, добиваются исправления допущенных ошибок. Интерактивная технология, применяется в процессе обучения на протяжении всего курса хоровых занятий, а так же в классе индивидуального дирижирования. Данная технология позволяет более широко  использовать разнообразные методы и формы коллективной работы. В процессе хормейстерской подготовки будущего учителя музыки в классе хорового дирижирования интерактивная технология предполагает совместное обсуждение и решение проблем, связанных с вокально- хоровым исполнительством, трактовкой и интерпретацией хорового произведения, выбором приемов управления хором,  позволяет формировать познавательную активность, аналитическое мышление, творческую инициативу  будущего специалиста, обогащает его практический опыт.

Современный урок невозможно представить без использования информационно - коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, которые дают возможность творчески  «конструировать» уроки и другие учебные занятия, способствуют качественной организации учебного процесса. Мультимедиа ресурсы не заменяют педагога и учебники, тем более в процессе  формирования исполнительских компетенций, но, в то же время,  создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

На хоровых занятиях  и на индивидуальных уроках хорового дирижирования  полезным будет использование электронных учебных пособий, специально разработанных для хоровых дисциплин, интернет - материалов, содержащих фрагменты научно- популярных фильмов, опер, концертов известных исполнителей.        Большую помощь может оказать электронный учебно-справочный материал: хоровой словарь, вокальный словарь, словарь терминов, музыкальный энциклопедический словарь, электронная «Энциклопедия классической музыки».    Кроме этого, обучающиеся могут создавать собственные компьютерные презентации в программе Power Point к урокам, концертным выступлениям, защите творческих проектов.

Внедряя современные педагогические технологии в образовательный процесс необходимо понимать, что это делается для достижения основного результата - развития личности обучающегося на основе учебной деятельности.

В связи с этим, личностно- ориентированный подход выполняет важную функцию в организации всего учебно-воспитательного  процесса,  так как является основой всех технологий развивающего обучения и играет решающую роль в повышении профессиональной мотивации обучающихся.  Использование технологии личностно-ориентированного обучения предполагает признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса, поэтому учебный процесс необходимо строить на основе этого главного положения.

В настоящее время чрезвычайно актуальна задача освоения разнообразия способов и форм оценивания. Системно- деятельностный и компетентностный подход предполагает переход от оценивания преподавателем учебных достижений обучающихся к их сооцениванию при участии самих студентов. Когда система оценивания становится прозрачной и критериальной, то активизируется процесс формирования  общих и профессиональных компетенций, у обучающихся развивается мотивация к успеху.

Данный этап урока требует от педагога мастерства в организации рефлексии и самооценки обучающимися результатов собственной учебной деятельности. В словарях дается четкое определение: Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад). Рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Цель данного этапа - осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всей группы. Педагог совместно с обучающимися подводит итог урока, соотносит цель урока и результаты, учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным критериям.

В зависимости от итогов деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы и целого раздела рабочей программы.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, педагогу удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока. Рефлексия классифицируется:

  • по содержанию (символическая, устная и письменная);

  • по форме деятельности (коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная);

  •  по цели (эмоциональная, рефлексия деятельности, рефлексия содержания материала).

Все виды рефлексии могут иметь место в системе СПО. От педагога требуется тщательная подготовка к этому этапу урока.

Современный урок - такой урок, когда обучающийся  и педагог получают удовлетворение от учебной деятельности. В рамках изучения междисциплинарного курса «Хоровой класс и управление хором», с целью эффективной организации урока   особое внимание необходимо уделять межпредметным связям,  которые не только  способствуют совершенствованию образовательного процесса, но и оказывают многостороннее влияние на обучающегося, формируют музыкальное мышление.

Чтобы выбрать технологию, метод или прием для использования на уроке, надо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми итогами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности обучающегося в течение всего урока на каждом этапе и позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

Таким образом, современный подход к организации урока  в рамках изучения междисциплинарного курса «Хоровой класс и управление хором» не только возможен, но и необходим, так как позволяет достичь результатов, являющихся основой гармоничного развития личности, способствующих решению главной задачи - подготовке грамотного и  конкурентноспособного педагога- хормейстера.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

    1. Валюженич М.В. Деятельностный подход в профессиональной адаптации [Текст]: учебно- методическое пособие/ М.В. Валюженич. - Профильная школа, 2013.- №4.- 59с.

    2. Даутова О.Б., Муштавинская И.В. Новая идеология ФГОС: Реализация системно- деятельностного подхода в образовании [Текст]: методическое пособие/О.Б. Даутова.- Изд-во «Русское слово», 2015.-216с.

    3. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.- Режим доступа: http://omczo.org/publ. Свободный. - Загл. с экрана

    4.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov.cap.ru. Свободный. - Загл. с экрана

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки  Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

    6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.  Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 № 993. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkserov.ucoz.ru. Свободный. - Загл. с экрана.

    7. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении [Текст]:научно-методическое пособие/А.В.Хуторской.- М.: Издательство «Эйдос», 2012. - 63 с.

Опубликовано: 11.02.2018