Преподавание истории в классах для глухих детей: традиции и современность
Конференция: Современный подход к преподаванию
Автор: Панькова Любовь Александровна
Организация: ГКБОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи»
Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь
История занимает особое место в системе гуманитарного образования изучение истории должно сформировать у учащихся навыки самостоятельного мышления, умения определять собственную позицию и разделять факты на главные и второстепенные, умение объяснять значение исторических фактов, как в настоящем так и в будущем; выделять основные тенденции развития нашей страны в различные периоды ее истории.
Поэтому изучение истории на основе современных технологий соответствующее современным целям образования одинаково важно как для нормального ребенка, так и для детей с особенностями в развитии.
Эффективность процесса обучения во многом зависит от знания и учета в своей работе педагогом психолого-педагогических особенностей учащихся.
Личность глухого ребенка формируется своеобразно из-за трудностей, которые он испытывает в общении с окружающим миром. У таких детей наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Характерно замедление процесса формирования понятий. Замедленно овладение словесной речью, которое оказывает влияние на развитие мышления и формирование познавательных процессов. Дети испытывают трудности в восприятии и понимании пространственно-временных отношении между предметами. Исследования воображения констатируют факт об отставании в развитии комбинаторных механизмов воображения, стереотипности, шаблонности создаваемых глухими школьниками образов, их привязанности к заданным моделям, образцам действий. Глухота нарушает целостность анализаторной системы, обедняет возможность чувственного восприятия. Основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор.
История входит в число обязательных общеобразовательных курсов БУП основного общего образования глухих обучающихся. Урок истории в школе для глухих детей должен решать в комплексе образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи. Способствовать не только усвоению исторического материала, но и развитию психических процессов (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания…). Носить воспитательный характер (воспитание толерантности, активной гражданской позиции, патриотизма) и, конечно, иметь коррекционную направленность – способствовать развитию словесной речи неслышащих учащихся.
История предмет устный, требующий широкого кругозора, дополнительного чтения, развитого логического мышления, умения рассуждать, делать выводы, высказывать свои суждения…. Зачастую ее изучение вызывает у глухих учащихся определенные трудности в силу ограниченности их восприятия и большого объема учебного материала. Поэтому при подготовке к уроку следует учитывать некоторые рекомендации
1. Конкретизировать материал, не вдаваясь в мелкие подробности (материал должен быть доступным, четким). Заостряя внимание учащихся на главном и добиваться его понимания.
2. Выделять больше времени на закрепление и повторение изученного материала, что будет способствовать осмыслению и лучшему запоминанию.
3. Уделить время на более подробное знакомство с выдающимися историческими деятелями различных периодов, яркими представителями своей эпохи.
4 .Опираться на опыт детей, на их знания полученные из СМИ, книг, рассказов взрослых .
5. Уделить время на изучение краеведческого материала, проведение экскурсий, которые помогут связать изученный материал (теорию) с реальными явлениями и предметами.
6. Больше использовать наглядного материала, который помогает формировать исторические представления и понятия.
7. Использовать различные по характеру приемы, формы и методы работы, которые служат условием для возникновения интереса и познавательной активности у школьников.
8. Широко использовать возможности ИКТ, как при изучении нового материала так и при закреплении и повторении пройденного. А так же для развития творческих способностей учащихся.
Только при использовании различных по характеру приемов, форм и методов работы создаются условия для возникновения интереса и познавательной активности у школьников. На уроках истории целесообразно использовать все группы методов.
Наглядные методы, (наблюдения, демонстрации) обеспечивающие чувственную основу в процессе обучения, повышая интерес учащихся, облегчая восприятие и понимание учебного материала В процессе обучения истории широко используется демонстрация объемной, изобразительной, символической и графической наглядности различных видов. Общим требованием к такой демонстрации является в первую очередь тщательный отбор в соответствии с темой и задачами урока.
Важным и ценным видом демонстрации является показ кинофильмов, презентаций, видеоуроков, которые повышают внимание и активность детей, создают эмоциональный эффект, сближают обучение с жизнью. Учащиеся наблюдают предметы и явления в определенной естественной сфере, в движении и развитии.
Важное место при изучении истории занимают словесные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа.
Широко применяются в практике школ глухих и практические методы обучения: работа с текстом, учебника, историческим источником, практические работы, упражнения.
Практические работы - учащихся способствуют углублению и упрочению знаний, применению их на практике, установлению связи теории с практикой. Практические работы играют решающую роль в формировании умений и навыков, в развитии самостоятельности и познавательной активности глухих учащихся.
Успешность обучения во многом определяется интересом учеников к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами дети. Одним из средств формирования положительной мотивации на уроках является проведение нестандартных уроков с применением компьютерных технологий. Которые стали неотъемлемой частью современного образования.
Использование компьютерных технологий играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития детей с нарушением слуха и обеспечивает решение ряда задач:
- Повышение качества знаний учащихся, развитие понятийного мышления.
- Увеличение насыщенности содержания уроков, рациональное использование учебного времени, повышение продуктивности труда учителя и учащихся.
- Обеспечение наглядного обучения.
- Создание условий для более полного учёта психофизиологических особенностей детей, имеющих проблемы в развитии.
- Учет и развитие возможностей их познавательной деятельности.
- Стимулирование самостоятельной творческой деятельности и повышение мотивации учения, поиск недостающей информации, сопоставление, обобщение, систематизация полученных знаний.
- Формирование информационной культуры и компетентности. и т. д.
Все это относится и к урокам истории. Учебная презентация к уроку истории может содержать разнообразную информацию (определение исторического понятия, наглядную иллюстрацию к понятию, событию (картинка, видеофрагмент, схема, анимационная карта)), включать в себя разнообразные задания позволяя сочетать на уроке различные методы и формы работы.
Список литературы:
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002
- БУП специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для учащихся с нарушением слуха I вида, 2002г
- Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Под ред.: Г.Н. Пенина, З.А. Пономарёвой ; Рец.: Ю.Т. Матасов, А.П. Марков: - СПб.: КАРО, 2006
- Основы сурдопедагогики, Карпова Г.А., 2008
- Специальная психология. под ред. В.И. Лубовского ; рец.: Н.Л. Белопольская, В.В. Ткачева: - М.: Академия, 2009
- Сурдопедагогика Под редакцией профессора Е.Г. Речицкой, Владос, 2004
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г
- Янн П Л . Воспитание и обучение глухого ребенка: Сур- допедагогика как наука / Пер. с нем. М., 2003.