Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста в реализации ФГОС

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Донскова Наталья Александровна

Организация: ГБОУ СОШ «Детский сад «Мишутка»

Населенный пункт: Самарская область, Волжский район, п.г.т. Рощинский

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.

 В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья-детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.
Кроме того, согласно новому закону об образовании родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания. Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребёнок в детском саду, но и непосредственно участвовать в совместной с ними деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Такой образовательный процесс должен проектироваться на основе следующих ориентиров.
Индивидуализация образовательного процесса, учет интересов, возможностей и социальной ситуации развития воспитанника.
В качестве образовательных приоритетов выбраны следующие:
- качество дошкольного образования во многом можно рассматривать как результат индивидуализации образовательной работы с детьми в учреждении,
- индивидуализация предполагает обеспечение образовательных маршрутов каждого воспитанника, реализуемых в полном объеме только в случае активизации роли семьи, а также эффективного взаимодействия педагогов с воспитанниками на основе игры как приоритетного вида детской деятельности,
- индивидуализация образовательного взаимодействия позволяет создать условия для активной коррекции и развития воспитанников, определяющих, в свою очередь, успешный школьный старт ребенка,
- социальное взаимодействие и партнерство важно сориентировать на оптимизацию традиционных и поиск новых форм предоставления услуг дошкольного образования.
Данные приоритеты позволяют выстроить инновационную работу в дошкольных учреждениях в направлении развития и расширения социальных связей учреждения и форм социального взаимодействия с семьей, как одним из основных заказчиков образовательных услуг в интересах ребенка, в направлении формирования консолидированного заказа на дошкольное образование в микрорайоне и в муниципальном образовании, в целом.
Качество образования как важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом.
Основываясь на этой предпосылке, можно утверждать, что современное качественное образование есть, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, само регуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве.

 

Идея саморазвития, на наш взгляд, – краеугольный камень построения в каждом образовательном учреждении педагогического процесса, способствующего развитию компетентности ребенка, прежде всего в вопросах взаимодействия с социумом, ибо одним из ключевых критериев готовности к школе традиционно рассматривается социальная, мотивационная готовность ребенка (Д.Б. Эльконин).
Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности) оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей, в т.ч. не посещающих ДОУ.
Социализация ребенка с опорой на семью путем повышения ее педагогической компетентности и качества взаимодействия «педагоги – дети – родители».
Современный взгляд на сущность процессов воспитания и развития, нашедший отражение в ФГОС ДО, выдвигает организацию отношений мира взрослых и детей как одну из важнейших, фундаментальных целей образования.

 

Признание главенствующей роли семьи в воспитании ребенка, необходимость обеспечения преемственности социального развития ребенка на основе учета сложившихся в семье межличностных отношений при проектировании эффективного образовательного процесса обуславливают необходимость построения педагогического процесса в учреждении на основе инновационных образовательных подходов – игры, социальных практик, технологий индивидуальной поддержки.
 

Образовательная практика дошкольного образования нуждается сегодня в принципиальных изменениях. Необходимость изменений вызвана, прежде всего, введением ФГОС дошкольного образования, который предусматривает урегулирование отношений в сфере дошкольного образования. Они, прежде всего, связаны:
- с окончательным отказом от жестко регламентированных форм обучения детей и неоправданного увлечения предметным обучением;
- с формированием у детей субъектной позиции в образовательном процессе;
- с возвращением в жизнь дошкольников времени для свободной игры и самостоятельной деятельности, поддержки их собственной активности;
- с у делением достаточного внимания развитию родительского потенциала, повышению его педагогической компетентности и родительской рефлексии и др.

 

Широкий спектр направлений совершенствования образовательной практики дошкольных учреждений, необходимость развития педагогического , методического и родительского потенциала и достаточно затянувшийся период реформирования дошкольного образования, выдвигают перед детскими садами задачу ускоренного совершенствования образовательной деятельности, повышения качества дошкольного образования до уровня, соответствующего современному стандарту.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая ценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования.

 

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:
Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

Семья в нашем обществе – первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и дети, живут по законам коллектива.

Воспитание детей, формирование личности ребенка, с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители. Наиболее распространенной является семья одно поколенная, в которой вместе живут мать, отец и их дети. В многопоколенной семье вместе живут мать, отец, дети и представители старшего поколения – бабушка, дедушка. Независимо от того, вместе или врозь живут бабушки и дедушки, и их дети и внуки, у дошкольников формируют умение и желание проявлять заботу о старших, оказывать им помощь. В семье с двумя и более детьми, создаются самые благоприятные условия для разностороннего развития мальчиков и девочек. В многодетной семье успех воспитания детей зависит, связан с личным примером отца и матери, являющимся образцом для подражания, умением их разумно организовать жизнь и деятельность детей.

Вокруг нас живут разные семьи. В каждой из них может быть разное количество людей (членов семьи). В старину их называли домочадцы. Одни семьи живут в больших многоэтажных домах, другие в маленьких уютных домиках. Есть семьи городские, а есть сельские. Семьи различаются и по числу поколений. Поколением – называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми.

Родительская любовь к детям и ответственное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Общие заботы по дому, взрослых вместе с детьми – это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитание детей. Эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители, и другие взрослые члены семьи, будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах. Немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет их силу и стойкость – это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей. Они могут осуществляться сознательно, взрослые заранее ставят цель, например: научить ребенка что-нибудь мастерить, или помочь по дому, пересказать сказку. Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо что-то плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Интересным и полезным для воспитания дошкольника является проведение семейного досуга, это прогулки в парк, организация спортивных игр «мама, папа, я, спортивная семья». Игра на инструментах, театрализованных представлений с участием детей и взрослых.

Общая цель всех членов семьи в первую очередь матери и отца – забота не только о себе, своем благополучии, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.

Старшее поколение в семье.

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а так же другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры формируют личность ребенка с раннего его возраста.

Бабушка и дедушка, живущие в семье, сына или дочери, принимают на себя определенную часть забот, систематически участвуют в ведении домашнего хозяйства. Кроме того, они воспитывают внуков, многое вкладывая в душу ребенка, проявляя заботу о его здоровье, правильном физическом развитии. У бабушки и дедушки больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с малышом. Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии, почетные грамоты, медали, старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают вместе с детьми, беседуют. Такое общение очень важно для ребенка. Оно углубляет привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию.

 

 

 

 


 Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» — Режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru/

  2.  «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва — Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. — Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

  4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. — М.: 2001. — 72 с.

  5. Доронова Т. Н. Соловьева Е. В. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001.

  6.  Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. 1999 № 4. — 127 с. Педагогика Детства СПб., 2005.

 

Опубликовано: 14.04.2018