Инклюзивное образование детей младшего школьного возраста с нарушением зрения

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Ломшина Татьяна Викторовна

Организация: БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Населенный пункт: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск

В современной России происходят глобальные изменения во всех сферах жизни человека. Одной из таких сфер является система образования. С принятием отечественной педагогикой гуманистических тенденций в своем развитии начинается иное отношение к детям, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

В указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017  годы» подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Отмечается, что «необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность  и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Стратегия предусматривает законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование) [5].

На сегодняшний день основные правовые механизмы инклюзивного образования закреплены в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (статья 79) и Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. №1598) и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. №1599) [6,7,8].

Внедрение инклюзивного образования требует от педагогов овладения компетенциями для выполнения трудовых действий в области развивающей деятельности, включенными в Профессиональный стандарт педагога. Согласно стандарту, компетенциями, относящиеся к инклюзивному образованию, должен владеть любой педагог, а не только  узкие специалисты в лице психолога, дефектолога или логопеда. В связи с этим педагогу необходимы специальные знания. Одной из такой области знаний является тифлопедагогика.

Роль зрения в отражении человеком окружающей действительности огромна. Зрительные ощущения и восприятие дают человеку наибольшее количество данных широчайшего диапазона. Зрительно-пространственные представления имеют особо важное значение для ребенка  в процессе обучения в школе, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентацией в географической карте и тому подобное предполагает определенный уровень развития зрения. В связи с этим учителю важно знать особенности организации учебной деятельности детей с нарушением зрения, для того, чтобы создать комфортные условия для обучения, особенно в начальной школе, так как она дает старт для дальнейшего успешного обучения [1].

Исследования особенностей мнестической деятельности детей показали, что нарушение зрительных функций отрицательно влияет на скорость запоминания, продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Кроме того, у слепых и слабовидящих детей отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, затруднения в припоминании. Исследователи подчеркивают важную компенсаторную роль памяти у лиц с нарушениями зрения, отмечают необходимость коррекции ее дефектов и развития сохранных возможностей, например слуховой и тактильной памяти.

Полная или частичная утрата функции зрения, ограничивая возможность чувственного отражения внешнего мира, отражается и на процессе развития мышления. У слепых и слабовидящих детей затруднены операции анализа и синтеза, отмечается недостаточная полнота сравнения. Наблюдаются нарушения классификации, обобщения, абстрагирования и конкретизации. Однако эти недостатки не делают мышление слепых неотвратимо неполноценным. В условиях специального обучения в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний, и это способствует коррекции отклонений в развитии мышления слепых и слабовидящих детей [3].

Анализ научных данных ученых - дефектологов Л.И.Плаксиной (1982г), Е.Н.Подколзиной (2004г), М.И.Земцовой (1956г), позволяет утверждать, что дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. Наличие перечисленных трудностей у детей с нарушением зрения  неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха становится источником отрицательных эмоций, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспи­тания предусматривает развитие процессов компенсации, исправ­ление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недос­татков познавательной деятельности, поиск потенциальных воз­можностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.И.Земцова, Ю.А.Кулагин, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева и др.) [2].

В психолого-педагогической характеристики  детей с нарушением зрения младшего школьного возраста ученые отмечают соматическую ослабленность, нарушение осанки и походки, наблюдается изменения в моторике, снижена активность и скорость восприятия, быстрая утомляемость, снижение скорости переработки информации и т.д. Поэтому педагогу важно знать и учитывать в учебной деятельности данные моменты. Материал, помещаемый на доску, должен быть более крупный, чем обычно, хорошо видимый по контуру, силуэту. Слабовидящие дети лучше всего воспринимают черные линии на белом фоне. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались  в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Следует использовать указку с ярким наконечником. При знакомстве с новыми объектами для слабовидящего нужно снизить темп занятия, т.к. требуется более длительное  время для зрительного восприятия. Помимо этого,  необходимо использовать дополнительный материал (контур, силуэт, индивидуальные карточки с более крупным шрифтом и т.п.). Расстояние от глаза до рассматриваемого объекта должно составлять от 25 до 33 см. При снижении остроты зрения использовать средства оптической коррекции (лупы настольные, увеличительный экран). Учителю важно учитывать темп работы,  у детей с нарушением зрения он низкий. Поэтому, нужно предусмотреть больше времени на выполнение письменных заданий, при ответах на вопросы нельзя торопить, графические задания оцениваются не точностью линий, а правильностью выполнения. В течение урока учитель не должен забывать и про организационные условия для слабовидящих – проведение зрительной гимнастики, продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для младших школьников не превышает 10 минут [4].

Исследования специалистов показывают, что задержка развития, вызванная нарушением зрения, при соответствующих условиях обучения и воспитания преодолевается. Однако этот процесс занимает длительное время, требует больших усилий и знания специфических отклонений и сохранных возможностей детей.

Таким образом, ребенок с нарушениями зрения испытывает значительные трудности, что, в свою очередь, требует от педагога образовательного учреждения специальной поддержки данной категории детей. Оказание такой поддержки не только позволит в значительной степени нивелировать возникающие у данной категории детей трудности  в практической и учебно-познавательной деятельности, но и, в соответствии с 

современными научными данными, поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Библиографический список

1. Вильшанская, А.Д., Доронина, Ж.В. Организация обучения детей с ОВЗ по индивидуальному учебному плану в инклюзивной школе//Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.-2017.- №3.-с.33-43.

2. Глухов, В.П. Специальная педагогика и психология: учебник для академического бакалавриата/В.П.Глухов.-2-е изд., испр. и доп..-М.:Издательство Юрайт, 2017.-264с.- Серия: Бакалавр. Академический курс.

3. Инклюзивное образование: психолого-педагогические особенности обучающихся с ОВЗ [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. Т. Д. Лукьянова, С. Е. Жуйкова ; Глазовский гос. пед. ин-т. - Глазов : ГГПИ, 2017. - 58 с. - Библиогр.: с. 39-40. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/5668/read.php. - Словарь: c. 41-43. - ISBN 978-5-93008-228-9.

4. Родин, М.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения в массовой школе: Автореферат на соис.ученой степ.канд.псих.наук.- Нижний Новгород, 2014.-30с.

5. Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017  годы».- Режим доступа:   http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-01062012-n-761/

6. ФГОС НОО для детей с ОВЗ.- Режим доступа: http://www.10spb.edusite.ru/DswMedia/fgosnoosovz22112014.pdf

7. ФГОС НОО для детей с умственной отсталостью.- Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19122014-n-1599/

8. Федеральный закон «Об образовании».- Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.30/index.php

Опубликовано: 31.05.2018