Методические рекомендации по выполнению практических работ

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Сумажина Галина Георгиевна

Организация: ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Методические указания для выполнения практических работ являются частью  ППССЗ ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж» по специальности 53.02.01 «Музыкальное воспитание» в соответствии с требованиями  ФГОС СПО. 

Методические рекомендации по выполнению практических  работ адресованы  студентам очной формы обучения в процессе подготовки к педагогической практике в дошкольных образовательных организациях.

Методические рекомендации включают в себя характеристику вида музыкальной деятельности - певческое исполнительство, учебную цель, методику поэтапного разучивания песен, перечень примерного певческого репертуара по всем возрастам.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 2.1

Детское музыкальное исполнительство.

                              

20

 

21

 

2 2

 

23

Овладение вокально-хоровыми навыками  в песенном репертуаре.

Ознакомление с  принципами  подбора песенного репертуара

Овладение методами организации певческой деятельности  детей младшего возраста.

Овладение методами организации певческой деятельности детей старшего возраста

 

 

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС 

Студент должен

уметь:

-планировать и организовывать музыкальную деятельности детей в дошкольной образовательной организации;

-исполнять на занятиях/досуговых мероприятиях произведения педагогического репертуара , инструментального и вокального жанров;

-вести учебноую документацию;

-вести педагогическое наблюдение за музыкальным развитием дошкольников, организацией их музыкального образования в дошкольной организации;

-находить и использовать методическую и музыкальную литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения различных форм организации музыкальной деятельности детей в дошкольном образовательной организации;  

-отбирать содержание и организовывать музыкально-слушательскую и музыкально-исполнительскую деятельность детей дошкольного возраста;

-использовать разнообразные методы и средства организации музыкальной деятельности дошкольников на занятиях и досуговых мероприятиях, строить их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

-организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам;

-проводить педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и досуговых мероприятиях;

-использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

-выявлять музыкально одаренных детей;

-осуществлять педагогический контроль за музыкальным развитием дошкольников;

-анализировать процесс и результаты музыкального образования дошкольников, отдельные занятия, досуговые мероприятия, корректировать и совершенствовать их;

 

знать:

-психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников: педагогические условия формирования музыкальной культуры, характеристику музыкальных способностей ребенка-дошкольника и условия их развития;

-концептуальные основания и содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного возраста;

-детский музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара;

-требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;

-методы и приемы работы над развитием музыкальной культуры, музыкально-теоретической грамотности и музыкального слуха воспитанников;

-|методику организации и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга,

-методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности дошкольников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной);

-способы и средства создания в дошкольной организации музыкальной образовательной среды;

 

Характеристика вида музыкальной деятельности-певческое исполнительство

Пение – основной вид музыкальной деятельности,  наиболее близкий  и доступный  детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно и искренне выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает  понять содер­жание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Пение занимает важное место в музыкальном развитии дошкольни­ков. Изучая природу и развитие детского голоса и слуха, Н. А. Метлов защитил в 1940 г. кандидатскую диссертацию на тему «Обучение пению детей старшей группы детского сада». В ней он определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада, дает рекомендации музыкальным руководителям и воспитателям по охране детского голоса и слуха, по методике разучивания песен­ного репертуара с детьми разных возрастов.

В тесном союзе с такими композиторами, как Ан. Алек­сандров, М. Иорданский, М. Красев, М. Раухвергер, М. Старокадомский, В. Герчик, Т. Попатенко, Е. Тиличеева, Ю. Слонов, Николай Афанасьевич Метлов создает репертуар детских песен, не потерявших актуальности и сегодня. Им составлены ценные в педагогическом отношении сборники песен для детей.

При соблюдении гигиенических условий, т. е. при проведе­нии занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Системати­ческие занятия пением в детских садах подготавливают детей к урокам пения в школе.

ОСОБЕНОСТИ ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, несильный, но звонкий. 

Диапазон у дошкольников очень небольшой. При правильной постановке пения дети от 3 до 7 лет  могут петь чисто, свободно, звонко  примерно в пределах первой октавы.

Наиболее легкие, естественные, ненапряженные звуки, так называемые «примарные», обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре фа\ си\.

Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствуют диапазону их голоса.

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о созда­нии спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспита­тель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ

Вокальная установка. При обучении дошкольников пе­нию необходимо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот.

Голову держат прямо, без напряжения, не вытягивая шеи. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину, во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы — подвижны, упруги (не вялы). Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

Звукообразование. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть.  

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их про­тягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен. Развитию  протяжности   помогает   пение   песен,   написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Дикция.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препят­ствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего.

Существуют разные приемы обучения детей правильному произношению в пении:

  1. Выразительное чтение текста песни взрослыми в процессе разучивания песни. Этот прием применяется во всех группах.
  2. При разучивании песни, начиная с младших групп, можно пользоваться приемом произношения текста коллективно, нараспев, негромко, на высоком    звучании, в умеренном "темпе, так ,что бы все слова звучали ясно, выразительно. В старших группах рекомендуется прием коллективной чит­ки на высоком звучании в ритме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.
  3. Во всех группах применяется прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании. Этим приемом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен.

Выразительное произношение текста песни способствует вы­разительности пения.

 

Дыхание.

Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не прово­дится. Дыхание укрепляется в процессе пения. Музыкальный руко­водитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед нача­лом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Достаточно музыкальному руководителю показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание, и ребенок легко справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения, надо выбирать на первых порах песни с короткими му­зыкальными фразами. В старших группах одним из приемов мо­жет быть пение песни по фразам (цепочкой).

В отличие от физического слуха, которым владеет каждый человек, музыкальный слух — качество индивидуальное.

Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, т. е. представлять себе мысленно мелодию, запоминать ее и правильно, не фальшиво спеть или сыграть по слуху на каком-нибудь инструменте. Музыкальный слух можно и нужно развивать.

Лучше слышать — значит лучше понимать и исполнять музыку. Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам.

Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата. Для детей с различ­ными нарушениями голосового аппарата нужно вмешательство врача-ларинголога. На чистоту интонации влияют и такие качест­ва,   как   застенчивость   или   отсутствие   устойчивого   внимания.

Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают радио, дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются.

Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться только в результате планомерной музыкально-педагогической работы.

Для развития чистоты интонации прежде всего надо выбирать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазо­ну голоса детей данной группы. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно ребенку слушать песни в хоро­шем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни   и   при  этом   петь  их   без   сопровождения   (а   капелла).

Желательно петь песни не только со всей группой, но и с небольшой подгруппой (по трое — пятеро) и индивидуально; Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях следующим образом. Они должны сидеть ближе к хорошо поющим детям и к инструменту. Сидя впереди, они слышат чистое пение музыкаль­ного руководителя и правильное пение хорошо поющих детей, сидящих сзади.

Чувство ансамбля.  Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, необходимо помнить, что ансамбль бывает темповый, ритмический, динамический, дикционный. Чувство ансамбля  у детей достигается постепенно.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновремен­но, навыки развиваются постепенно.

 

Учебная цель детского исполнительства

Основная образовательная ПРОГРАММА дошкольного образования – От рождения до школы

Авторский коллектив программы:

ВЕРАКСА Николай Евгеньевич- доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование»

ВАСИЛЬЕВА Маргарита Александровна- Заслуженный учитель России, Отличник просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания» Программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985)

 

Программные требования к детской певческой деятельности

Младшая группа (от 3до 4 лет)

Развивать певческие навыки: петь без напряжения в диапазоне ре(ми)-ля(си), в одном темпе  со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково).

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре-си). Обучать выразительному пению, умению брать дыхание между короткими музыкальными  фразами. Учить петь мелодию чисто, четко произносить слова.

Старшая группа  (от 5 до 6 лет)

Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне ре-до второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Развивать песенный музыкальный вкус.

Подготовительная к школе группа  (от 6 до 7 лет)

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в диапазоне до-ре второй октавы, учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы, обращать внимание на артикуляцию.. Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ

Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководи­тель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление.

Принцип доступности заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

Отобранный доступный песенный репертуар должен быть близким детским  интересам –образы природы, животных, игрушек и игр. Лаконичность, поэтическая выразительность стихотворного текста, ритмичность, доступность музыкального языка.

Доступный репертуар не надо смешивать с легким: послед­ний не вызывает у детей никаких усилий для его усвоения и не содействует их музыкальному развитию. Для усвоения доступного всегда требуется некоторое усилие, старание. Такой репертуар способствует музыкальному развитию детей .Непосильный репертуар делает обучение формальным и сни­жает у детей интерес к музыке.

Принцип постепенности, последовательности и систематич­ности заключается в том, что в начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; посте­пенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнако­мому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В против­ном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает, падает усвояемость песенного репертуара и дети не получат систематических знаний и навыков по пению.

К первой степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан простыми мелодиями, без частых изменений в направлении мелодического движения, без скачков на большие интервалы на неустойчивых звуках, без пунктирного ритма.

Ко второй степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан более сложной мелодией и аккомпанементом. Однако такие песни доступны и полезны для музыкаль­ного, вокального и общего развития детей.

По мере развития детского голоса даются песни в более высоких тональностях и обращается внимание на выразительное их исполнение.

Принцип наглядности .В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.

Так, сочетание слухового и зрительного восприятия возмож­но в том случае, когда во время пения музыкальный руководитель показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких( моделирование мелодии)

Если ребенок передвигает по ступенькам небольшой лесенки фигурку какого-нибудь животного и одновременно поет соответ­ствующее звукоподражание («га», «мяу», «кря» и т. п.) или если он поднимает свою руку вверх при пении высокого звука, то у него кроме органов слуха и зрения участвует еще мышечное чувство.

Основной прием наглядности — это образец исполнения пес­ни педагогом. Некоторые образы, которые встречаются в песнях, можно предварительно проиллюстрировать с помощью картин, игрушек.

Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.

Музыкальный руководитель старается различными приемами раскрыть перед детьми музыкальный образ песни и связать его со средствами музыкальной выразительности (темпом, дина­микой, регистрами, метроритмом, ладом), для того чтобы дети пели осознанно, не механически. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни и особенно любовь педагога к музыкальному искусству.

Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят со­знательное отношение к содержанию песни, передаче музыкаль­ного образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать, куда идет мелодия (вверх или вниз), и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.

 

 

МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ  ПЕСНИ

Процесс формирования вокально-хоровых навыков при разучивании песен в дошкольной организации происходит последовательно, поэтапно.

Первый этап- проводится знакомство с песней в целом, с объяснением. Прежде чем разучивать песню, дети знакомятся с теми персонажами или явлениями, о которых рассказывается в ней. Перед исполнением новой песни музыкальный руководитель называет песню, композитора и поет ее. Дети определяют характер музыки (веселая, груст­ная, спокойная, быстрая и т. д.). На следующем занятии песня вновь исполняется на инструменте, и дети узнают музыку.

Детям младшего возраста (3—4 лет) перед исполнением пес­ни или после ее прослушивания можно показать игрушку, картинку, иллюстрирующую музыкальный образ. Для создания цельного художественного образа песня исполняется с полным фортепианным сопровождением.

Второй этап- начинается разучивание песни. Вначале песня звучит без фортепианного сопровождения, так как де­тям бывает трудно выделить мелодию и сосредоточить на ней свое внимание, а педагогу — проверить, правильно ли поют дети. Дети средней и старших групп усваивают песню быстрее, чем малыши. Многие со второго раза начинают подпевать отдель­ные отрезки мелодии (припев, запев или целый куплет), в зави­симости от степени трудности песни и своих музыкально-вокаль­ных возможностей.

Добиться правильной передачи мелодии можно разными при­емами. В младшей группе музыкальный руководитель поет без аккомпанемента, так лучше усваивается мелодия. В средней и старших группах можно сыграть мелодию на фортепиано без сопровождения.

Песня разучивается по фразам с показом дыхания.

Если в песне встречаются отрезки мелодии трудные в мело­дическом или ритмическом отношении (паузы, пунктирный ритм), то мелодия « моделируется» рукой , а сложный ритм простукивается вместе с исполнением мелодии.

Музыкальный руководитель играет 1—2 раза трудную часть мелодии на музыкальном инструменте (без аккомпанемента) или поет ее, а дети слушают. Затем дети повторяют эту часть сначала с сопровождением инструмента или голоса (возможно исполнение мелодии на слог). В процессе разучивания дети запоминают слова песни. Педагог дает указания к исправлению ошибок. В этот период широко используется индивидуальный подход к ребенку. Песня исполняется по-разному: поют все вместе, небольшая группа детей, поочередно (группа мальчиков, группа девочек); используется метод соревнования (кто лучше споет). Разучивая песню, надо следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова песни. В старших группах некоторые тексты песен можно произность коллективно, шепотом, в ритме песни, так, чтобы все слова звучали ясно, четко, а это способствует выразительности пения. Коллективная читка осо­бенно нужна для песен, исполняемых в быстром темпе. В младших группах текст, отдельно от песни не разучивается. Музыкальный руководитель  и особенно воспитатель своим четким пропеванием слов способст­вует правильному детскому произношению.

Когда песня выучена, желательно проверить, как она усвоена каждым ребенком. Для этого отдельные дети могут спеть по куплету или один ребенок исполняет запев, а все вместе — припев и т. д.

В старшей и подготовительной к школе группах педагог может использовать прием «цепочки», т. е. каждый ребенок по очереди поет последовательно одну музыкальную фразу.

Во время пения надо чередовать положения «сидя» и «стоя». Смена положений является своего рода разрядкой и снимает физи­ческое и умственное утомление, если оно появляется.

Третий этап-закрепление, повторение. Систематически повторяются на заня­тиях песни из репертуара своей и предыдущих групп. Особенно важно исполнять выученные песни на утренниках.

Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением. При повторении надо подводить детей к осознанию как поло­жительных моментов в пении, так и ошибок, неправильностей, неточностей, допущенных при передаче мелодии и текста. От сознательного повторения знакомого материала зависит и проч­ность усвоения вокальных навыков

Продолжительность каждого этапа зависит от подготовленности группы в вокальном отношении, от степени трудности песни, от эффективности приемов обучения. Усвоение песни зависит и от того, поют ли ее дети помимо музыкальных занятий с воспитателем в группе. Если воспитатель поддерживает у детей интерес к песне, поет ее вместе с ними, в свободное от занятий время, песня запоми­нается быстрее, тем более что усвоить песню с голоса детям легче, чем с сопровождением музыкального инструмента. Воспитатели, заинтересованные в том, чтобы песня вошла в жизнь ребенка, всегда находят моменты, когда можно и нужно петь с детьми.

 

ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА ПЕСЕННГО РЕПЕРТУАРА

Программа воспитания осуществляется в период всего пре­бывания ребенка в детском саду во всех режимных процес­сах, в играх, на занятиях, в свободное от занятий время.

Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях, например на занятиях рисованием, лепкой, во время чтения сказок, в процессе бесе­ды, на физкультурном занятии и т. д.

В часы игр желательно, чтобы дети водили хороводы, сопро­вождали игры пением. Песня может звучать на утренней гимна­стике, на прогулке в теплое время года.

Во время трудовых процессов дети могут напевать вполго­лоса свои любимые песни.

Нельзя подбирать песни только для музыкальных занятий. Необходимо исходить из воспитательных и общеобразовательных задач, требующих осуществления в данной возрастной группе.       Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строе­ние мелодий, соответствие ее особенностям данной группы детей, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития. Иногда  старшей группе  приходится начинать с песен для средней группы. В смешанной по возрасту группе песни даются выборочно из репертуара разных возрастных групп.

Для получения у детей лучших результатов в пении нужно, чтобы каждая последующая песня представляла собой некоторое  усложение по сравнению с предыдущей.

При выборе песни надо учитывать ее идейно-воспитательную и художественную ценность, простоту, яркость мелодии и ее построение. Желательно, чтобы в репертуар входили песни с ме­лодиями разнообразного характера (бодрые, спокойные, груст­ные, веселые, лирические и шуточные) и разные по тематике. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям и музыкальному развитию детей и быть доступны их пониманию.

Основная забота музыкального руководителя и воспитателя при проведении пения — охрана детского голоса. Чтобы сберечь голос ребенка, надо выбирать песни, доступные данной группе детей, и избегать песен со слишком высокими или слишком низ­кими звуками, непосильными для дошкольников.

Надо стремиться к тому, чтобы песни, разучиваемые в нача­ле года, начинались со средних звуков, а не с низких, так как пение на низких звуках не способствует развитию естественного легкого звучания.

Выбирая песни, надо учитывать, что у детей дошкольного возраста короткое дыхание. Для того чтобы ребенок успел сде­лать вдох перед началом следующей фразы, подбирают песни с короткими музыкальными фразами, которые оканчиваются чет­вертью или половинной нотой, но не восьмой.

В младшей группе поют песни, написанные в умеренном тем­пе, с короткими музыкальными фразами.  В старшей группе — песни с более длин­ными фразами (4—6 четвертей), написанные в умеренном или оживленном темпе, В старших группах дети более свободно владеют голосом и речью. Поэтому им можно предлагать напев­ные песни, исполняемые в медленном темпе, например колыбель­ную, и песни с более длинными музыкальными фразами (4—8 чет­вертей), песни, написанные в быстром темпе,.

В средней группе следует систематически повторять песни из репертуара младшей группы, а в старших — из репертуара младшей и средней групп. Музыкальный руководитель, выбрав необходимую песню, ус­ваивает текст, мелодию и фортепианное сопровождение, не до­пуская никаких добавлений и изменений.

Огромное значение имеет музыкально-художественный образ песни. Следует обдумать, как исполнить песню, чтобы ее худо­жественный образ был правдивым и ярким, чтобы он дошел до ребенка, увлек его. Важную роль играет, конечно, отношение к песне самого музыкального руководителя и воспитателя и ее пер­вое исполнение детям. Если песня в первый раз будет исполнена ярко, дети полюбят ее и будут исполнять охотно и выразительно. Важно, чтобы после первого исполнения дети не столько запом­нили мелодию песни, сколько восприняли вызванный ею му­зыкальный образ. Не следует перегружать песню большим количеством оттенков, так как изобилие их затрудняет восприятие песни, рассеи­вает внимание.

Если содержание и образ малознакомы детям, можно предва­рительно познакомить их с содержанием песни: малышей — по­средством игрушки или иллюстрации, детей средней и старших групп — путем рассказа, беседы, показа картин, соответствую­щих содержанию.

Когда дети слушают рассказ или песню, им необходимо ви­деть исполнителя. Поэтому педагог должен сидеть так,  чтобы дети могли видеть выражение его лица, движение губ, слышать слова песни (произносить их надо ясно и четко). Для пения с сопровождением фортепиано детей обычно усаживают в несколько рядов полукругом, чтобы им не было тесно и чтобы все они ви­дели музыкального руководителя.

Добиться правильной передачи мелодии можно разными при­емами. В младшей группе музыкальный руководитель поет без аккомпанемента, так лучше усваивается мелодия. В средней и старших группах можно сыграть мелодию на фортепиано без сопровождения.

 

2 младшая группа

       ЗИМА

      Муз. В. Карасевой

      Сл. Н. Френкель

Содержание: детские забавы  и игры зимой, рисуется зимний пейзаж.

Характер:  радостный, довольный, игривый.

Песня в РЕ маж, размер 2/4, исполняется –не спеша.

Диапазон:   ре-си, динамика- mf

Мелодия песни- восходящее и низходящее  поступенное движение, интервал на скачок квинты вниз моделируется рукой.

 Аккомпанемент дублирует мелодию песни

 

                                  ПИРОЖКИ

                                  Муз. А. Филиппенко

                                  Сл. Н Кукловской

Содержание: песня-приглашение, ожидание гостей и приготовление угощений, песня-игра с музыкально-ритмическими движениями.

Характер: радостный, игривый, добрый, приветливый, улыбающийся.

Тональность-МИ бемоль маж, размер 2/4, темп- оживленный.

Диапазон: ми бемоль-си бемоль

Мелодия песни- движение по терциям, на одном месте, скачок на кварту, низходящее  поступенное.

Аккомпанемент дублирует мелодию песни во второй октаве

 

Средняя группа

                   ОГОРОДНАЯ-ХОРОВОДНАЯ

                   Муз. Б Можжевелова

                   Сл. А Пассовой

Содержание: осень урожайная, сбор овощей, песня-игра с инценировкой.

Характер: радостный, веселый, озорной, плясовой.

Тональность-МИ маж, размер 2/4, темп-оживленный. весело

Диапазон: ми -си

Мелодия песни- восходящее и низходящее  поступенное движение

Аккомпанемент дублирует мелодию песни

 

                           ОСЕНЬ

                           Муз. И Кишко

                           Сл. И Плакиды

Содержание: осень, красивый  листопад,

Характер: светлый, легкий,  ласковый, спокойный.

Тональность-СИ БЕМОЛЬ  маж, размер 2/4, темп-спокойный

Диапазон: ре -си бемоль

Мелодия песни- повторяющаяся с опеванием.

Аккомпанемент дублирует мелодию песни

 

Старшая группа

                                  УРОЖАЙНАЯ 

                                  Муз. А. Филиппенко

                                  Сл. Т. Волгиной 

 

Содержание: осень урожайная, сбор овощей, песня-игра с инценировкой.

Характер: радостный, веселый, задорный, бойкий,  плясовой.

Тональность-РЕ маж, размер 2/4, темп-оживленный. весело

Диапазон: ре -си

Мелодия песни- скачкообразная,  в конце- низходящее  поступенное движение

Аккомпанемент дублирует мелодию песни

 

                                  ЛИСТОПАД

                                  Муз. Т. Попатенко

                                  Сл. Е. Авдиенко

 

Содержание: осень,  листопад, дождливая погода, ожидание зимы.

Характер: грустный, печальный, хмурый, тоскливый.

Тональность-МИ минор, размер 2/4, темп-неторопливый

 Диапазон: ми –си (до2-проходящий)

Мелодия песни- повторение звуков на одном месте, скачки, поступенное движение, низходящие скачки..

Аккомпанемент дублирует мелодию песни, вступление – изобразительность, кружение листвы.

 

Подготовительная группа

                                ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА МОЯ

                                  Муз. Ю. Чичкова        

                                  Сл.  И. Ибряева

 

Содержание: патриотическое, любовь к Родине, к своей улице.

Характер: радостный, веселый, зазывный, позитивный, задорный, озорной.

Тональность-МИ маж, размер 4/4, темп- с движением

Диапазон: ми -си

Мелодия песни- движение по тоническому трезвучию, более сложный ритм-синкопы, целые ноты, ноты с точкой.

Аккомпанемент: не  дублирует мелодию песни, аккордовое сопровождение

 

Опубликовано: 19.09.2018