Влияние использования нестандартного оборудования на формирование детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Игнашина Светлана Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад №21»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Чистополь

Чтобы сделать ребенка умным

 и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым!

 

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем. Предложенный материал реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по физкультурно-оздоровительному направлению развития ребенка.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях

наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей старшего дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни. Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей. В нашем детском саду было выявлено достаточно много случаев плоскостопия у детей старшей группы. В связи с этим ежедневно в группе стали проводиться занятия с целью профилактики и устранения плоскостопия с использованием нестандартного оборудования, которые постепенно переросли в представленный проект.

Проблема: в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате: увеличивается статистическая нагрузка на определенные группы мышц; снижается сила и работоспособность мускулатуры; нарушаются функции организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

Гипотеза (предположение): если организовать физическое развитие детей с использованием нестандартного оборудования, то это приведет к оптимизации уровня двигательной активности детей и может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Если с дошкольного возраста применять нестандартное оборудование в физическом развитии, то в будущем будем наблюдать укрепление здоровья детей, произойдёт развитие их физических качеств.

Цель работы: Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования. Организовать физическое воспитание посредством использования нестандартного оборудования таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей в физической культуре и здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи.

1.Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем использования нестандартного оборудования. Разработка и моделирование эскизов оборудования.

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).

Образовательные задачи.

  1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков и устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Воспитательные задачи.

  1. Воспитание морально-волевых качеств (решительности, смелости, настойчивости и др.).
  2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

В своей практике в качестве нестандартного оборудования мною было изготовлено «солнышко лучистое». Мы используем его для улучшения ориентации движений, развитие моторики рук, коллективной деятельности.

    Плоскостопие считается одним из самых распространённых заболеваний у детей. Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьёз, и это неправильная позиция. При правильном формировании в строении стопы появляются продольный и поперечный своды. Если же формированию что-то помешало, следует плоскостопие.

     Для профилактики плоскостопия в качестве нестандартного оборудования я использую декоративные камни. Дети,  пальчиками ног,  в положении сидя на полу,  захватывают камушки и перекладывают их из одного места в другое. Также для профилактики плоскостопия мы используем «дорожку здоровья» и «ребристую дорожку», по которым дети ходят босиком.

     Представленная методика организации работы по профилактике плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.  Я  использую физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.

Также в своей практике я занимаюсь с детьми детским фитнесом. Дети сидя на полу,  рисуют пальчиками ног рисунки на заданную тему. Эта методика позволяет детям укрепить мыщцы ног, опорно-двигательный аппарат, координацию движений, является профилактикой плоскостопия и просто игрой, в которой дети могут посоревноваться в своем мастерстве изобразительного искусства.В нашем детском саду мы пытаемся создать все необходимые условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: утренняя гимнастика, НОД по ф/р, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения, ЛФК, лечебный массаж, корригирующая гимнастика после сна. В практике своей работы мы успешно используем различное традиционное и нетрадиционное оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия (массажные дорожки и коврики, массажеры, игры, изготовленные из всевозможных материалов).Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению, защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития.       Исходя из практически наблюдений , можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность , нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях.


Предполагаемый результат:

1.   Умение детей укреплять и сохранять свое здоровье, вырабатывая устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений

2.   Бережное отношение к своему организму и умение ценить свое здоровье с раннего детства

3.   Развитие любознательности, внимания к собственному организму, ощущениям

   4.      Создание у детей, педагогов, родителей мотивации на здоровый образ жизни.

     Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.   Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

* дети научились ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

* были созданы условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы,

волевых усилий;

* приучали детей  применять предметы спортивно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;

* пробуждали  интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

     Именно использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет: повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр; развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память; развивать чувство формы и цвета; способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.

Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

Таким образом, выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повысило интерес детей к физкультуре, улучшило качество выполнения упражнений, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу.Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, домики, заборчики). Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.

Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья детей, показать насколько у них повышается интерес к занятиям при использовании нестандартного оборудования. В изготовлении нужных пособий нам активно помогают родители воспитанников, а также они - активные участники спортивных мероприятий, проводимых в ДОУ. Всё своё оборудование мы храним в нашем физкультурном уголке

Мы считаем, что в созданной нами предметной двигательной среде детям комфортно и уютно. Хочется отметить достигнутые нами результаты: возросший интерес детей к разным видам движений, изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях, стремление к достижению более высоких спортивных результатов. Все это лишь начало работы по совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его новых видов и внедрения в работу с детьми. Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

* дети научились ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

* были созданы условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы,волевых усилий;

* приучали детей  применять предметы спортивно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;

* пробуждали  интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Именно использование нетрадиционного физкультурного оборудования позволяет: повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр; развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память; развивать чувство формы и цвета; способствовать                                    

Нестандартное оборудование позволяет:
- в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников;
- обеспечивает разностороннее физическое развитие детей;
- формирует общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка;
- позволяет своевременно и эффективно воздействовать на формирование опорно-двигательного аппарата.
Нестандартное оборудование обеспечивает:
 - развитие интереса у детей к физкультурным занятиям.
 - улучшение качества выполнения упражнений.
 - формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия.
 - улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
Нестандартное оборудование я использую:
 -  на физкультурных занятиях.
 - на праздниках и развлечениях.
 - в индивидуальной работе с детьми.

Детей привлекают необычные формы и красочность нестандартного оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, развитию самостоятельности детей, формированию потребности в движении.

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми дошкольного возраста.

В заключение  хочется отметить, что использование нетрадиционного оборудования имеет огромную вариативность и интегративность. Оно выполняет сразу несколько задач: укрепляет здоровье детей и способствует повышению настроения, снимает напряжение. А играть с таким оборудованием – одно удовольствие! Желаю вам здоровья и радужного настроения. Спасибо за внимание.

Опубликовано: 18.06.2015