Использование системно - деятельностного подхода в работе молодого педагога

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Назипова Гюзель Фаатовна

Организация: МБОУ «Бетькинская СОШ»

Населенный пункт: Республика Татарстан, Тукаевский район, село Бетьки

Введение

В основе Стандарта  лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Необходимо учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них низкая мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение взрослых, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Работа по методу учебных проектов помогает реализовывать требования Федерального государственного образовательного стандарта, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

Актуальность

Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов,  как со стороны администрации  школы, так и со стороны самих учеников и их родителей. Молодой учитель, придя в школу из университета, сталкивается со многими трудностями, которые учителю со стажем кажутся пустяками. Неумение грамотно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень проблем, подстерегающих учителя-новичка. Все эти проблемы приводят к тому, что первые месяцы педагогической деятельности оборачиваются полосой стрессов. Что нужно сделать, чтобы адаптировать молодого учителя к школьным будням, нужен ли человек, который поможет во всём разобраться?

Я считаю, что молодые учителя нуждаются в оказании им помощи в учебно-методической  сфере. Главным помощником в разрешении проблем станет опытный наставник, который ненавязчиво и профессионально поделиться опытом работы, покажет ошибки, будет  «палочкой-выручалочкой» в непростых вопросах системно-деятельностного подхода. Тема проекта представляет собой теоретический и практический интерес, потому что в ходе реализации проекта предполагается дать возможность молодому педагогу научить школьников самостоятельно приобретать знания, которые помогут получить практический опыт в познавательной и учебной деятельности.

Цель и задачи проекта

Цель: убедить молодого педагога использовать в своей работе системно-деятельностный подход,  который приведёт к повышению качества образования; привлечь к участию в профессиональном конкурсе.

Задачи:

1. Изучить методику использования системно-деятельностного подхода.

2. Привлечь молодых педагогов к проведению уроков с использованием системно-деятельностного подхода.

3. Провести обмен опыта успешной педагогической деятельности.

Принципы реализации проекта:

Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);

Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности учителя);

Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);

Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);

Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств)

Целевая группа проекта

Молодые педагоги (стаж работы 1-5 лет)

Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: июль 2018г. – май 2019г.

Этапы реализации проекта:

Этапы

План деятельности

Подготовительный

(июль 2018 г.)

  • Изучение методики системно-деятельностного подхода

  • Выбор учебных предметов и тем, которые подходят для проведения уроков-проектов

Основной (август 2018 г. – апрель 2019 г. )

1)самост.работа

2)реализация проекта

  • Разработка уроков-проектов

  • Демонстрация собственного опыта (посещение молодым педагогом  уроков, внеклассных мероприятий учителя-наставника)

  • Посещение уроков, мероприятий начинающего учителя

  • Игра-тренинг с целью отрабатывания практических навыков ведения урока (Каждый участник показывает свои варианты отдельных этапов урока)

  • Обучение правильному самоанализу урока. Дискуссия: «Трудные ситуации на уроке и ваш выход из нее»

Заключительный (май 2019г.)

  • Подведение итогов проекта и анализ эффективности

 

Ожидаемые результаты реализации проекта

•  Рост профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов.

•  Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.

•  Использование молодым педагогом  в своей работе системно-деятельностного подхода, который приведёт к повышению качества образования; участие в профессиональном конкурсе.

Результатом введения молодым специалистом в учебную деятельность уроков-проектов является повышение качества образования:

  учащиеся становятся более активными, раскованными, уверенными в своих силах;

  осознанно подходят к выполнению учебных заданий;

• умеют планировать свою деятельность;

• творчески выполнять различного рода задания, т.е. постоянно тренируют и отрабатывают не только специальные, но и общеучебные умения (универсальные учебные действия), необходимые для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Проведение молодым педагогом уроков, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, приведет к   участию и победе учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, защите проектов различных направлений – важнейший итог реализации моего педагогического проекта.

 

Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Пути преодоления

Низкая мотивация, амбициозность

молодых педагогов в педагогической

деятельности.

Проведение психологических

тренингов. Использование системы

морального стимулирования.

Стереотипы общественного сознания. Сопротивление со стороны руководства, участников образовательного процесса.

Формирование позитивного мнения через совещания с руководителям школы, заседание методического совета, семинар для молодых педагогов.

Объективные риски (болезнь участников, сроки реализации проекта).

Составление подробной программы мероприятий с учетом временных рамок. Возможное расширение временных рамок работы по индивидуальным образовательным маршрутам.

Отсутствие педагогических

способностей у молодых педагогов

Работа в паре: «молодой педагог» и

«наставник».

 

Программа проектных мероприятий

Мероприятие

Срок проведения

Подготовительный этап

  Изучение нормативно-правовой документации (ФГОС НОО), литературу по системно-деятельностному подходу;

ознакомление с опытом работы наставника и других педагогов;

сопоставление опыта наставника со своими возможностями.

Июль 2018 г.

Основной этап

Работа в пришкольном лагере:

ознакомление с опытом работы наставника и других педагогов;

сопоставление опыта наставника со своими возможностями.

Август 2018г.

Составление рабочих программ, технологических карт уроков  на новый учебный год

Август 2018 г.

Организация и проведение семинара с молодыми специалистами на базе МБОУ «Бетькинская СОШ» «Системно-деятельностный подход – основа ФГОС»(совместно с Ивыгиной Т. И.)

Август 2018г.

Посещение молодым специалистом уроков, мастер – классов наставника.

Разработка технологических карт и проведение открытых уроков с использованием системно-деятельностного подхода молодым специалистом.

Организация самоанализа проведённых уроков.

Сентябрь2018г. – апрель 2019г.

Заключительный этап

Анкетирование молодых специалистов «Использование  системно-деятельностного подхода в работе молодого педагога для повышения качества образования».  Подведение итогов проекта и анализ эффективности.

Май 2019г.

 

Опубликовано: 13.01.2020