Здоровье через музыку

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Гаврилова Юлия Филипповна

Организация: ГБОУ школа № 104 им. М.С. Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

На создание некоторого обобщения опыта моей работы в школе повлияли три важнейших фактора:

  1. Современная принципиальная установка, повышенное внимание школы, обращенность школьного образования на сберегающие и улучшающие здоровье технологии обучения и воспитания детей, которых я в своей работе в школе неизменно придерживаюсь, которые я считаю крайне важными, основополагающими в школьном преподавании.
  2. Достаточно известное и изученное явление, феномен - благотворное влияние музыки на здоровье человека, что, с моей точки зрения, необходимо обязательно учитывать и использовать при работе с детьми.
  3. Программа по музыке для начальной школы Т. И. Баклановой, дает широчайшие, не до конца еще изученные возможности для позитивного терапевтического воздействия на детей для их оздоровления.

Общеизвестно, что огромное количество современных детей или страдают физическими и психическими расстройствами, или они находятся буквально в одном шаге от таких расстройств.

Современная жизнь с ее урбанистическим укладом создает особый, опасный во многих отношениях для детей фон, что необходимо постоянно учитывать, противопоставляя этому ряд системных мер.

Такие меры могут быть весьма эффективными, если задействовать достижения искусства в целом, музыкального искусства в том числе.

Трудно переоценить значение, позитивное влияние музыки на здоровье человека. Еще в древнем мире заметили чудотворное воздействие музыки на организм человека, и во всей последующей истории развития человеческого общества это наблюдение и этот вывод находили себе подтверждение и получали развитие.

Современные музыкотерапевты используют, в частности, эффект воздействия отдельных нот на конкретного человека, на его здоровье, его самочувствие.

Остановлюсь, в этой связи, только лишь на некоторых свойствах музыки. Правильно подобранная для конкретных людей музыка:

  •  тонизирует, бодрит, прибавляет энергию;
  •  снимает стресс,  нервное напряжение;
  •  устраняет меланхолию, депрессию;
  •  снимает тревогу, агрессию, страх.

О целебном воздействии музыки писали многие авторы, по этому поводу создано много научных трудов. Эти сведения, эти данные используются в медицине для оздоровления и лечения людей. Называется эта область деятельности на стыке медицины и музыкального искусства – музыкотерапия.

Доказано, что терапевтический эффект от занятий с использованием музыки базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными человеческими органами.

Сберегающие здоровье технологии я пыталась использовать на уроках всегда. Цельмоей работы, цель данной статьи – обратить, сконцентрировать внимание специалистов,  всех заинтересованных людей на здоровье младших школьников и максимально использовать огромные возможности музыкального искусства для его улучшения, укрепления.

И здесь необходимо отметить следующий, важнейший, основополагающий для моей профессиональной деятельности факт. С 2011 года я начала работать по новой программе для начальной школы по музыке Т. И. Баклановой.  Изучая и используя в своей работе эту программу, я постепенно осознала, поняла, что она даёт огромный простор для использования звукотерапевтических методов.

Таким образом, используя весь свой опыт работы в школе, различные традиционные виды деятельности на уроках я разнообразила музыкально-терапевтическими и получила следующую структуру урока:

 

Пение

 

исполнение

и разучиваниепесен

распевка

вокалотерапия

 

Слушание

 

слушаниемузыкальных

произведений

релаксацияподзвукиприроды

 

Игра

 

арт.

терапия

дыхательные

упражнения

игра

созвуками

фольклоротерапия

 

Беседа, изучение материала

 

        Еще раз хочу отметить как достаточно известный факт, что пение активизирует в ребенке энергетические центры.

        Пифагор, например, начинал утро со своими учениками с песнопения для активизации ума и очистки организма ото сна, вечером песнопения он использовал для успокоения и настроя на сон.

        Подбирая соответствующие музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения человеческой активности.

 

         В основе пения – дыхание, а дыхание – это наша жизнь. Поэтому огромное значение на уроках я уделяю упражнениям на дыхание.

         Разработано множество комплексов дыхательных упражнений. Я использую некоторые дыхательные упражнения из комплекса Стрельниковой А. Н. и комплекса Емельянова В. В.

         Они учат правильно дышать ребёнка, настраивают на оптимальную работу органы дыхания, дают возможность при помощи ощущений почувствовать реальное содержание, физическое наполнение вокального термина «Пение на дыхании».

         Важной составляющей уроков является занятие звукотерапией и вокалотерапией. Это чаще элемент игры, которая позволяет использовать на уроках целебные свойства произносимых звуков.

Известно, что:

  • звук «и» прочищает нос и лечит глаза,
  • звук «у» укрепляет горло и голосовые связки,
  • звуки «в, м, н, э» улучшают работу головного мозга,
  • звуки «ц, к, щ, и» лечат уши,
  • звуки «у, ы, х, ч» улучшают дыхание,
  • звуки «о, а, с, м, и» лечат заболевания сердца.

 

          Используя выводы подобных исследований, я органично включаю игру со звуками в урок. Благодаря этому на моих уроках появился и такой вид деятельности как вокалотерапия.

         Гласные звуки легко пропеваются. Их хорошо использовать и в распевках. Дети учатся основам вокала и одновременно оздоравливают свой организм. Один из видов вокалотерапии – рисование звуком. Дети очень любят это занятие и с удовольствием «укажут» голосом путь колобка, «нарисуют» восточную мелодию, «заберутся» в гору и упадут с нее.

Важно акцентировать внимание детей на пропевании звуков, а не только на их произношении. Во время пропевания звуков для усиления концентрации лечебного воздействия иногда можно положить руку на орган, подвергающийся звукотерапии, вокалотерапии и представить его здоровым и активно работающим. Такой метод хорошо использовать в период массового заболевания гриппом и ОРЗ, так как самые распространенные недуги в этот период – насморк и больное горло, то соответственно такими органами будут нос и горло.

       Слушание – вид деятельности на уроке, который воздействует на сердце и душу ребенка, затрагивает самые глубокие душевные струны. Здесь я ставлю и пытаюсь решить две задачи:

  1. С одной стороны, это учебно-воспитательная задача. Это воспитание слушательской культуры, умение вдумчиво вслушаться, понять и проанализировать музыкальное произведение.
  2.  С другой стороны – лечебно-терапевтическая задача. Это позитивное эмоциональное воздействие музыки на ребёнка. Музыкальное произведение не должно звучать просто так, как некий фон. Оно должно заставлять вслушаться, расслабиться, улыбнуться, сосредоточиться, а иногда и заплакать. Таким образом, происходит эмоциональная воздействие, соответствующее напряжение или разрядка.

        В начальной школе достаточно часто мы слушаем звуки природы. В 1 классе в 1 четверти практикуем тему «Звуки окружающего мира». Мы знакомимся не только со свойствами звука (высота, громкость и т. д.) Слушая звуки природы, мы пытаемся стать неотъемлемой частью этой природы, пытаемся «слиться с океаном», «вдохнуть чистый горный воздух», «прогуляться по осеннему лесу». Здесь вступают в силу лечебные свойства звуков природы, они расслабляют, отвлекают от суеты, снимают нервное напряжение.

       Игра – вид деятельности, не только приносящий пользу, но и доставляющий ребенку удовольствие.

       Игра со звуками позволяет использовать их целебные свойства. Сложность сочетаний согласных звуков в том, что их не пропеть. А вот определенное сочетание согласных и гласных звуков не только можно пропеть, они действуют оздоравливающе на организм ребенка.

Считается, что сочетание звуков «ОМ» снижает кровяное давление, сочетания «АЙ», «ПА» снимают боли в сердце.Сочетания «УХ», «ОХ», «АХ» стимулируют выброс негативной энергии, сочетания «АП», «АМ», «ИТ», «УТ» исправляют речь.

Сочетаний звуков множество. Мы их подбираем в зависимости от ситуации и темы урока. Важно при этом не смысловое значение, а целебное воздействие, колебания, возникающие при их произношении. Так, например, сочетание различных звуков используется для изображения сказочных героев (1 класс - «Сказка в музыке», 2 класс - «Времена рождения музыки (разговор древних людей)»).

       Для раскрепощения и преодоления зажатости используется на моих уроках фольклоротерапия. Программа каждый год предусматривает обращение к фольклорным образцам русской народной сказки, русской народной песни, русских народных танцев. Колядование, разыгрывание сценок, игра на инструментах позволяет детям выбросить накопившуюся энергию, особенно гиперактивным детям, раскрыться в маленькой роли и почувствовать себя артистом даже застенчивому ребенку, так как задания - простые и легко выполняемые.

       Резюмируя, следует сказать следующее. Вся эта, кратко охарактеризованная выше работа с детьми дала возможность мне расширить виды деятельности на уроках музыки, сделать уроки не только интересней и разнообразней, но и максимально использовать целебные, оздоровительные свойства как отдельных звуков и звукосочетаний, так и музыкального искусства в целом. А это, как я считаю, очень важный и ценный результат.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. Школа и психологическое здоровье учащихся / Э.М. Александровская; М.: Медицина, 1998. – 235с.
  2. Арт-терапия в учебном процессе. Ч. 2. Музыкотерапия, звукотерапия: учебно-методическое пособие для студентов вузов культуры и искусств / С. Е. Ветохина; Восточно-Сибирская гос. акад. культуры и искусств Улан-Удэ: ВСГАКИ , 2011 - 46 с.
  3. Блаво, Рушель. Новый путь к самоисцелению. – Новосибирск, 2002
  4. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. – М., 1985
  5. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г. Декер-Фойгт. – СПб.: Питер, 2003
  6. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М., 2004
  7. Демченко, А.Д. Вокальные игры с детьми. Программно-методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка – дошкольник / А.Д. Демченко; М.: 2000. – 71с.
  8. Дмитриев, Л.Н. Основы вокальной методики / Л.Н. Дмитриев; М.,Музыка 2002                   https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAAahUKEwjDq5-ImIfGAhVD1ywKHQx2AKc&url=http%3A%2F%2Fit-n.ru%2Fattachment.aspx%3Fid%3D186223&ei=HEJ5VcOtIMOuswGM7IG4Cg&usg=AFQjCNE-HR62vMF7XUu1Cbmds1t_bzAvJQ&sig2=-XzuNnd5kR6y32eP0vUjyg&bvm=bv.95277229,d.bGQ
  9. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой / С. Дубровская Москва: РИПОЛ классик , 2009 - 64 с.
  10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296 с
Опубликовано: 29.06.2015