Современный урок музыки. Организация современного урока

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Степаненкова Людмила Анатольевна

Организация: МБОУ Кайдаковская СОШ

Населенный пункт: Смоленская область, г. Смоленск

Типы уроков:

1) Комбинированный урок.

Этот урок включает практически все 6 элементов (этапов) урока. Это наиболее распространённый в практике тип урока.

Число элементов (этапов) урока может быть различным. На таком уроке происходит комплексное взаимодействие между структурными элементами (этапами) урока (и анализ домашней работы, и закрепление, и изучение нового материала и т.д.).

2) Урок изучения нового материала.

Формы такого изучения могут быть самыми разнообразными: лекция
учителя
, когда практически весь урок учащиеся только слушают его; объяснение материала с активным привлечением детей - в уроке участвуют все и учитель и ученики; эвристическая поисковая беседа - на уроке поисковая ситуация, поиск нового, интересного и т.д. («Эврика»- нашёл); самостоятельная работа с учебником – например по программе Критской и Сергеевой, когда у каждого ученика учебник, рабочая тетрадь и т.д.; постановка и проведение экспериментов т.е. мы экспериментируем в пении, в слушании, в игре на музыкальных инструментах и т.д.

3) Уроки закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.

Учитель планирует текущее повторение в пределах темы или нескольких тем, например перед контрольной работой или викториной.

Лучше повторение по 10 минут на 4-х уроках, чем повторение в течение 40 минут.

4) Урок контроля и оценки знаний учащихся.

Это может быть урок контрольной или самостоятельной работы; фронтальная лабораторная работа или практикум; зачётный урок и т.д. Этот урок можно назвать так же и комбинированным уроком, потому что выполняя любую контрольную работу учащиеся применяют полученные ранее знания, закрепляют, обобщают и систематизируют их, развивают умения и навыки и т.п.

Формы урока музыки:

Урок-лекция; урок-беседа, круглый стол; урок-викторина; урок-концерт; урок-КВН; урок-экскурсия; видео-урок; урок-игра и т.д.

В зависимости от формы урока варьируются и виды музыкальной деятельности на уроке музыки (см. «виды музыкальной деятельности»).

Формы ОРГАНИЗАЦИИ познавательной деятельности учащихся на уроке (формы обучения).

1) Индивидуальная работа – это самостоятельная учебная деятельность учащихся по выполнению специально для них подобранного задания , соответствующего учебным возможностям каждого ученика.

2) Фронтальная форма организации учебной работы – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Полученные результаты работы обсуждаются всем классом, сравниваются и обобщаются. В условиях массового обучения фронтальная форма организации обучения незаменима. Она позволяет воспитывать в детях чувство коллективизма, позволяет научить рассуждать и находить ошибки в рассуждениях учеников.

3) Групповая форма организации обучения (работа по группам для решения конкретных учебных задач).

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Метод - (греч. –путь, способ познания, исследования, теория, учение); совокупность приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Методика- наука о методах преподавания. Совокупность (сочетание, соединение, совмещение) методов обучения, практического выполнения чего-нибудь.

Технология - (от греч. – искусство, мастерство, умение и …логика).

Приём - элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода (относительно законченный элемент воспитательной технологии, способ педагогических действий. (например: разные приёмы игры на фортепианоно, разные приёмы пения, приёмы речевой деятельности , слушания и т.д.)

Способ деятельности - компонент динамичной структуры деятельности, совокупность приёмов и методов деятельности, обеспечивающих результат.

Средства обучения – материальные и природные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой
деятельностью.

 

Наглядный и словесный метод.

1) Объяснительно-иллюстративный метод - объясняя показывать, демонстрировать звучание, пение, слушание и т.д., т.е. настраивать, давать установку на то, как надо правильно выполнять то или иное.

Практические методы.

2) Репродуктивный метод – упражнения, заучивание, пересказ и т.д. («Я спела – повтори»).  Эти два метода направлены на организацию усвоения знаний.

3) Поисковый (эвристический) метод – проблемные задания, выполняемые с помощью учителя, частично самими учениками. Учащиеся привлекаются к созданию гипотезы, к самостоятельному решению части какой-либо проблемы.

4) Проблемное изложение знаний – учащиеся активно работают над проблемой, учитель даёт образец логики рассуждения при изложении ученик принимает и усваивает образец.

5) Исследовательский – самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся. Проблемные задания, опыты и т.д. Анализ и самоанализ, исполнительская деятельность.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на уроке музыки.

Исполнительская деятельность: хоровое, ансамблевое и сольное пение.

Пение и разучивание песни: этапы

1. вокально-хоровая работа над песней начинается с распевания (лёгкие упражнения для голоса или выученные попевки и т.д.).

2. работа над содержанием песни, познакомить с авторами (рассказ о песне).

3. песня исполняется учителем на фортепиано или звучит в записи (показ образа песни).

4. исполнение песни по нотам (сольфеджио) учащимися (если они знакомы с нотной грамотой).

5. далее учитель отрабатывает трудные места песни, работает над ритмом; ставит работу в зависимости от целей поставленных при разучивании (это и работа над дикцией (текст), над фразировкой, над дыханием, над звуком, динамикой, отрабатываются всевозможные штрихи и нюансы, и т.д. и т.п.).

6. исполнение песни детьми под аккомпанемент учителя или под фонограмму на последующих уроках.

*7. Не забывайте включать в песенный репертуар уроков песни посвящённые праздникам года:

 «1 сентября» - песни о школе;

«День Учителя» - песни о школе, об учителях, о школьной жизни ….;

«Новый год» - новогодние песни;

«Блокада» - песни посвящённые Дню Блокады Ленинграда;

«День Защитников Отечества» (бывший день 23 февраля) – песни о защитниках Отечества, о солдатах, об Армии и т.д.;

«День Святого Валентина - день всех Влюблённых» - тематика песен «о Любви»;

« 8 Марта - Женский день» - песни с образом «Матери»;

«9 Мая» - (День Победы) – песни о Великой Отечественной войне 1941-1945; о памяти, о подвигах и т.д.

- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

а) Пение с ритмическими движениями, ритмические упражнения, пение песен ритмослогами, исполнение ритмического рисунка (прохлопывание или игра на каком-нибудь инструменте), определение размера. Работа над ощущением долевой пульсации.

б) Движение под музыку необходимо на уроке как разрядка, как смена формы работы.

Движение даёт возможность закрепить многие навыки: ощущение долевой пульсации, формы. Двигательные упражнения чрезвычайно разнообразны. Это игры, шаги и бег под музыку, движение «в образе» (подражание походке зверей, сказочных персонажей и т.п.), показ знакомых песен в движении, инсценировка песен, упражнения для координации движений рук и ног, импровизация движений.

- импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.);

- инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образов музыкального искусства;

- освоение элементов музыкальной грамоты;

- игра на элементарных музыкальных инструментах: металлофоны, ксилофоны, барабан, свирель, треугольники, бубны и т.д., возможно исполнение учащимися музыки на синтезаторе, фортепиано, скрипке, флейте, гитаре и других профессиональных музыкальных  инструментах, если они ими владеют (учитель может включить в урок или в концерт сольный номер таких учеников).

- дирижирование;

- сочинение;

- музыкально-образовательная деятельность (получение общих сведений о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приёмах исполнительства);

- чтение по учебнику и работа в рабочей тетради.

Слушание музыки


Восприятие музыки является ведущим видом деятельности.

От установки, которая даётся педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит её восприятие детьми.

Давать какие-либо пояснения одновременно со звучащей музыкой не рекомендуется. Анализ проводится после прослушивания.

Перед прослушиванием музыки можно задать детям вопросы или задание.

Подходы к анализу музыкального произведения:

От настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов (если они имеются), и, далее, средств выразительности, с помощью которых создан музыкальный образ.

При этом каждый раз беседу следует начинать с определения характера произведения в целом (или его частей) и расширения определений , применяемых детьми (использование эмоционального словаря или словаря ассоциаций).

Таким образом, определение эмоционально-образного содержания произведения являются важной частью беседы, в процессе которой учащиеся связывают моменты программности и изобразительности, а также средства музыкальной выразительности с характером музыки.

Образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры)- вызывают эмоциональный отклик.

1. Принадлежность к одной из трёх сфер: песня - песенность; танец - танцевальность; марш - маршевость.?

2. При каких жизненных обстоятельствах должна звучать эта музыка?

3. О каких событиях рассказывает музыка?

4. Выразительность музыки. Какое настроение, чувства, черты характера человека выраженные в музыке?

5. Изобразительность музыки. Что рисует музыка – портрет или пейзаж, или движение, или животных и т.д.?

6. Какие мысли, идеи воплощены в музыке, для чего создано это произведение?

7. Средства музыкальной выразительности (музыкального языка), которые помогли разобраться в этой музыке?

8. Самостоятельное ли это произведение или часть жанра произведения?

9. Национальная принадлежность музыки: народная или композиторская?

10. Зерно интонации, развитие музыкального образа, музыкальная драматургия.

Размышления о музыке - (худ. импровизации в виде сочинения стихов, рисунки на темы полюбившихся муз. произведений и т.д.).

Игры (музыкально-дидактические в начальной школе) – могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки, ролевые игры, когда дети исполняют роли: «композитора», «дирижёра», «концертмейстера».

Игра включает ребёнка в процесс познания музыки. Игра активизирует эмоции, внимание, память, интеллект, развивает воображение и т.д. В этой работе большое внимание уделяется сказке, сказочным образам.

«Разминка для ума» (дидактические игры на время), дидактические лото и т.д.

Лекции, беседы, рассказ учителя, вступительное слово, заключение, чтение о музыке.

Просмотр видео о музыке.

Музыкально-слуховой диктант (определение тембра инструмента, стиля композитора и т.д.).

 

ГЛАВНОЕ в драматургии и структуре урока музыки в начальной школе 1-4 классы:

1. Структура урока то, из чего состоит урок, строение ( этапы, виды деятельности, музыкальный материал).

2. Драматургия урока – искусство. Развитие, динамика, движение урока, взаимодействие и тесная связь элементов и видов деятельности между собой.

I. Разнообразие форм и видов музыкальной деятельности

II. Частое переключение внимания детей с одного задания, с одного вида деятельности на другое. Это необходимо для поддержания интереса и снижения утомляемости детей (физкультминутки, артикуляционная гимнастика по 2-3 минут, ритмические движения и т.д.)

III. Быстрая смена заданий. Любой вид деятельности на уроке должен длиться от 1-2 минут до 6-7 минут, не более, особенно в 1 -2 классах.

IV. Чередование трудных, требующих большого напряжения, и лёгких заданий.

V. Обязательное включение на каждом уроке заданий, связанных с движением не менее 3-х раз в течении урока.

VI. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на уроке. Дети весь урок должны быть заняты музицированием.

*VII. Сохранение эмоционального тонуса урока. Педагог строит каждый урок со своей логикой развития, своей драматургией, своей кульминацией. Урок должен представлять собой единое художественное целое, основанное либо на тематизме либо на освоении одних и тех же закономерностях музыкального языка в различных видах деятельности. Большую роль играют связки-переходы между различными видами деятельности, между этапами урока. Эти связующие звенья и делают урок целостным, единым, ярким, запоминающим, интересным.

VIII. Все уроки начинаются со входа в класс под музыку, которая тесно связана с темой того или иного урока. Выходят из класса тоже под музыку, соответствующую теме урока.

IX. Учитель должен уметь точно уложиться во времени (45 минут). Никогда не делать обобщение после прозвеневшего звонка. Каждый вид деятельности должен иметь определённые временные рамки.

X. Учитель обязан создать на уроке музыки в начальной школе доброжелательную, спокойную, творческую обстановку.

Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет робкому и слабому, поддержит его похвалой.

Обстановка совместного музицирования, совместного переживания, совместного труда, общих радостей, побед и поражений – всё это позволит достигнуть наилучших результатов.

Главное «оружие» музыкального педагога – похвала. Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.

 

Каждый урок Музыки обязательно состоит из двух основных видов музыкальной деятельности:
1. Слушания классической музыки и не только;
2. Пения песен, романсов,  арий из опер, хоров, всевозможных музыкальных тем из других жанров, обязателен русский фольклор - это русские народные песни и т.д.

Остальными видами музыкальной деятельности учитель дополняет урок, украшает его, делает более интересным, содержательным, ритмичным и увлекательным, особенно в начальной школе.

В зависимости от формы урока варьируются и виды музыкальной деятельности на уроке музыки (см. «виды музыкальной деятельности»).

Благодаря слушанию музыки на уроках, у учащихся появляется  возможность показать свои знания на районной олимпиаде по слушанию музыки, которая проходит 1 раз в 2 года.

ГЛАВНОЕ в драматургии и структуре (строении) урока музыки в средней школе 5-8 классы:

I. Разнообразие форм и видов музыкальной деятельности.

II. Частое переключение внимания детей с одного задания, с одного вида деятельности на другое. Это необходимо для поддержания интереса и снижения утомляемости детей.

III. Чередование трудных, требующих большого напряжения, и лёгких заданий.

IV. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы на уроке.

*V. Сохранение эмоционального тонуса урока. Педагог строит каждый урок со своей логикой развития, своей драматургией, своей кульминацией. Урок должен представлять собой единое художественное целое, основанное либо на тематизме либо на освоении одних и тех же закономерностях музыкального языка в различных видах деятельности. Большую роль играют связки-переходы между различными видами деятельности, между этапами урока. Эти связующие звенья и делают урок целостным, единым, ярким, запоминающим, интересным.

VI. Учитель должен уметь точно уложиться во времени (45 минут). Никогда не делать обобщение после прозвеневшего звонка.

  • вид деятельности должен иметь определённые временные рамки.

АНАЛИЗ УРОКА (анализ - рефлексия).

Закончился урок. Прожито ещё 45 минут времени как учителем, так и учеником.

Открытый урок необходимо заканчивать осмыслением проделанной на уроке работы, самооценкой, самоанализом урока.

Этап «рефлексия» - это время размышления, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески
перерабатывается учителем.

Анализ урока - разбор и оценка учебного занятия в целом или отдельных его сторон. Рефлексивное осмысление результатов урока. Проводится, как средство усовершенствования и повышения квалификации учителя, изучение и обобщение его опыта. При анализе рассматривается как деятельность учащихся, так и учителя на уроке.

Различают:

I. Общий анализ урока - охватывающий все стороны урока.

В общем анализе обычно учитывается:

- содержание обучения (соответствие учебной программе, полнота, последовательность, методологический уровень преподавания и т.д.);

- структура урока (насколько она отвечает содержанию урока, согласованность его отдельных частей и элементов, целесообразность
использования времени и пр.);

- методы обучения (соответствие содержанию урока и возрастным особенностям учащихся, как обеспечивается сознательность и прочность знаний, самостоятельность и инициативность учащихся, связь с практикой, осуществление индивидуального подхода в обучении);

- поведение учащихся на уроке;

- стиль работы учителя и результаты урока (выполнение плана урока, экономное использование времени, воспитательный и образовательный эффект урока).
II. Специальный анализ урока - направленный на отдельную его сторону. Такой анализ урока проводится при изучении каких-либо элементов урока или отдельных достижений учителя в преподавании.

III. Наиболее полным и всесторонним является анализ системы уроков по теме с характеристикой всех звеньев образовательного процесса.

Опубликовано: 22.07.2020