Игровые формы обучения в классе фортепиано

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Загорская Елена Николаевна

Организация: МУ ДО ИРМО ДМШ

Населенный пункт: Иркутская область, с. Хомутово

Цель: К значительному оживлению и увлеченности учеников, повышению их интереса к занятиям и пониманию их значимости в развитии человека

Задачи: Пробуждение их внутренней активности и творческого начала.

Умение заниматься самоанализом, повышать свой внутренний мир, свое Я.

 

«Музыка для детей – способ и метод восприятия мира,

фортепианная игра – выражение их внутреннего мира»

С. Савшинский.

 

Все мы знаем, что первые годы обучения являются важной частью жизни ребенка, где создается фундамент, на котором будет строится его дальнейшее развитие и сформируется его отношение к музыке как к искусству. Для дошкольников наша школа является первой школой в его маленькой пока жизни, а мы – его первыми учителями и заинтересовать ребенка, не спугнуть его, привлечь к себе его симпатии – наша задача.

Игровой принцип подачи материала выбран неслучайно. Игра является одним из главных средств познания для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, а поэтому и наиболее действенным в процессе обучения, и считается, что пренебрегать игрой вовсе и даже сокращать объем игровой деятельности на уроке не стоит. Очень важно и необходимо говорить с ребенком не на взрослом теоретически-умном, а на понятном и доступном ему языке

В чем же состоит суть игровых технологий?

  • Педагог ставит перед собой профессиональную задачу, чему он собирается научить ребенка.

  • После этого разрабатывается методический путь достижения результата через образы, игрушки, картинки, театр, то есть весь музыкально-дидактический материал, который есть у вас в наличии. Задача может быть совершенно не детской, но поданная в детском образном виде может быть запросто усвоена.

То есть музыкальные игры - это методически организованная деятельность, нацеленная на развитие способностей и определенных музыкальных навыков. И не следует бояться закрепления за каким либо слуховым элементом конкретной образной ассоциации. Однако образ и термин должны обязательно существовать вместе. Если постоянно обращать внимание на это двойное определение, то впоследствии переход только к терминам будет естественным и безболезненным

Функции игровых технологий:

  • Обучающая - развитие обще-учебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие и др.

  • Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии.

  • Самовыражение – стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

  • Релаксационная – снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.

  • Психотехническая – подготовка трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для концертного выступления.

  • Коммуникативная – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.

Дальше хотелось бы подробнее остановиться на задачах, осуществляемых на уроках с помощью игровой деятельности.

 

 

 

Знакомство с инструментом

 

Перед первым прикосновением к клавишам знакомим ребенка с инструментом. Мы заглядываем внутрь, я рассказываю о толстых и тонких струнах, молоточках, педали. Стараюсь преподать этот материал в стихотворной форме:

«Мы сегодня увидали городок внутри рояля.

Целый город костяной – молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца. Всюду мягкие суконца.

Что ни улица – струна в этом городе видна»

Мандельштам. « Миньон»

Обращаю внимание ребенка на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики. Когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано «шагают» по струнам.

Сразу же рассказываю ребенку о чувствительности нашего инструмента. О том, что на резкий удар оно отвечает неприятным острым звуком. И если прикосновение к клавише будет резким, то молоточек так ударит по стрункам, что им будут больно. В связи с этим уже при первых попытках звукоизвлечения учу ребенка прислушиваться к звуку.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является легкость и доступность ее восприятия, понимания и запоминания.

Знакомство с регистрами происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Маленькие дети еще не уверенно знают, где правая рука , а где левая. В этом мне помогают игрушки.

Сначала я сама расставляю в низкий регистр зверюшек с низким голосом ( лев, слон, бегемот, медведь), в верхний регистр – ( птичка, зайчик, мышка), рассказывая про средний регистр, дети обычно выбирают кукол, сравнивая их с нашим голосом. Каждую игрушку я иллюстрирую музыкальным материалом. В фортепианном репертуаре можно найти великое множество интересных пьес с такими же названиями, поэтому педагог сам может подобрать музыкальный материал.

Затем я предлагаю ребенка самому рассадить зверей  по регистрам, обычно он это делают безошибочно.

Необходимо обратить внимание ребенка на два цвета клавиш, объяснить группировку черных клавиш.

Как это сделать – зависит от фантазии и выдумки педагога. Я же прошу ребенка найти на черных клавишах «двойняшек» и « тройняшек». После того как ребенок начал различать зрительно, мы знакомимся с этими группами тактильно: проводим рукой по клавиатуре, ощупываем эти группы. Затем я прикрываю клавиатуру крышкой, а ребенок на ощупь находит две и три черные клавиши. Эта называется у нас «игра в прятки».

 

Пальчиковые игры

Известному педагогу В.С.Сухомлинскому принадлежат слова «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

На сегодняшний день общеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельности находится в прямой зависимости от двигательного аппарата в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кисти и пальцев рук. В связи с этим на наших занятиях включаются мероприятия по развитию мелкой моторики рук и я считаю, что они должны обязательно присутствовать в развивающем обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

А теперь немного истории:

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае - упражнения с каменными и металлическими шарами, и жители Поднебесья считают, что регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность всех систем организма, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, в азиатских и арабских странах перебирание четок. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И Россия не отставала. Все мы прошли и наши дети через «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». А ведь это же такие пальчиковые игры.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к игре. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. Большое разнообразие пальчиковой гимнастики представлены в современных методических пособиях, таких как «Медведь и ягодка» Т.А. Боровика, «Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников» Л.П.Савиной, «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М.А.Ковалевской и многие др.

Теперь я хочу конкретно остановиться на тех пальчиковых играх ,которые использую на уроках.

  1. Игры за столом

Используется пальчиковый тренажер из серии обучающих игр «Тренажеры».

Он помогает в простой и увлекательной стихотворной форме провести комплекс упражнений, направленный на улучшение общей координации и мелкой моторики рук. Участвуя в веселом приключении, ребенок подготовит руку к игре на инструменте.

Автор игры О.Емельянова

Эта игра позволяет усвоить не только чередование пальцев, но является первым этапом для последующей постановки руки.

Игровое поле состоит из упражнений-приключений, соединенных разными дорожками. Начало каждой дорожки отмечено кружочком, а окончание - стрелочкой. Педагог читает стихотворение, а ребенок выполняет упражнение. Комплекс упражнений рассчитан на поочередную разработку пальцев рук и на приобретение умения действовать не всей рукой целиком, а каждым пальцем в отдельности. Все упражнения проиллюстрированы в правилах игры на примере указательного пальца. Конечно, главное внимание всегда уделяется разрабатыванию пальцев ведущей, как правило, правой руки. Но не стоит забывать и олевой, поскольку развитие ее мелкой моторики в равной степени влияет на умственные и творческие способности ребенка. Поэтому, освоив комплекс упражнений для всех пальцев правой руки, можно и нужно перейти к тренировке пальчиков левой руки.

  1. Пальчиковые игры на фиксирование произносимых действий.

Самый распространенный вид пальчиковых игр. Выполняются под музыкальное сопровождение или же под декламацию стихов с одновременным действием, которое производит ребенок. Все упражнения выполняются в медленном темпе, при этом необходимо следить за правильной постановкой пальцев и кисти, точным переключением с одного движения на другое, стараться вовлекать в эти упражнения все пальцы рук.

Упражнение мы выполняем вместе, при этом необходимо продемонстрировать собственную увлеченность игрой.

Пальчиковый театр (можно использовать сказки:«Теремок», «Колобок», «Репка» и др.)

Данный тип пальчиковой гимнастики является очень ярким, насыщенным действием и наиболее любимым у малышей. Здесь предполагается наличие костюмированной атрибутики для пальчиков (персонажи из сказок), которую можно приобрести в магазинах игрушек или сделать своими руками. Педагог выступает в роли повествователя музыкальной сказки, а ребенок проявляет свои артистические способности, производит действия персонажей пальчиками, тем самым развивает цепкость пальцев, что является важным для пианиста. Игра создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей. Сборники музыкальных сказок можно найти в нотных отделах или в интернете. Здесь все зависит уже от педагога, его выдумки и фантазии.

После маленьких спектаклей ребенку дается возможность представить себя художником-творцом, который воплощает свой художественный замысел в изобразительном искусстве – рисование на сюжеты музыкальных сказок.

 

Развитие слуха, ритма, памяти и координации

Слух поддается развитию и над этим надо работать не только на уроках сольфеджио. Тренировать слух можно на самых простых упражнениях:

Сколько звуков ты слышишь?

Более низкие звуки и более высокие

Зоопарк - (голосам разных животных соответствуют разные регистры)

 

Игра «Терем-теремок» - я сажаю в теремок игрушку и играю пьеску, изображающую животное («Кошечка», «Медведь», «Мышка» и др.), а ребенок угадывает, кто в теремочке живет.

Подбор на фортепиано простейших песенок.

Я начинаю от мелодии с одной нотой, постепенно увеличивая, например«Андрей- воробей».

С малышами лучше петь и играть на инструменте обязательно вместе на первых порах, хорошо если это будут самые известные песенки из любимых мультиков. Главное, чтобы ребенку нравилось и он получал от этого положительные эмоции.

 

Слушание музыки в исполнении преподавателя.

Я считаю прослушивание музыки важной частью обучения различным видам музыкальной деятельности. Данный вид работы важен на начальном этапе обучения. Ребенок должен постепенно научиться слушать тембр звука, его силу (громкость), высоту, длительность. В этом могут помочь наглядно-образные представления в результате сравнения звуков, сопоставления их сдруг другом, например, с использованием ряда ассоциаций (голоса птиц, животных). Путем сравнений с настроением человека можно освоить смену лада, с помощью подходящих движений  – смену темпа и т.д. При прослушивании пьес ребенок может выполнять то или иное действие (маршировать, покачиваться в такт, танцевать). Подобные задания помогают в развитии координации движений, способствуют развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память. Помимо того, можно попросить ребенка поделиться своими впечатлениями об услышанном произведении, описать характер музыки, сравнить с чем - либо. В качестве иллюстраций я использую не только пьесы таких известных композиторов, как П.Чайковский, А.Гречанинов, С.Майкапар и др., но и обращаюсь к произведениям современных авторов – О.Геталовой, И.Парфенову, М.Шмитцу и др. Очень часто я прошу ребенка нарисовать рисунок, который отображал бы те впечатления, которые он испытывает, прослушивая данную музыку.

В период дошкольного возраста у ребенка происходит развитие и использование речи как средства мышления, поэтому с помощью наводящих вопросов преподавателя, даже еще не зная терминов, ребенок вполне может своими словами определить характер звучания, выразить свои впечатления от услышанной музыки в форме простейшего рассказа, например представив себе определенные персонажи. В процессе подобных прослушиваний у ребенка должны сформироваться вначале слуховые представления о средствах выразительности (будь то тембр, штрихи, динамические оттенки и т.д.), а затем, в дальнейшем, возникнуть зрительные образы, их обозначения на письме в процессе освоения музыкальной грамоты и тактильные ощущения во время освоения основных пианистических приемов.

Работа над развитием ритма начинается уже с первых уроках. Я играю марш и спрашиваю ребенка, как он думает: что это? Песня? Танец? Мы с ним выясняем, что это музыка, под которую можно ровно и мерно ходить. Потом прошу ученика маршировать под музыку так ровно, как бьется его сердечко. Можно под эту музыку равномерно хлопать, а можно совместить хлопки с шагами.

Я предлагаю ребенку сыграть эту пьесу вместе со мной, но пока его задача; передать шаги, которые слышны в этой музыке.

Прекрасно развивает чувство ритма и внимания решение ритмических примеров, прохлопывание ритмических рисунков различных слов, для развития двигательной активности пальцев – «проговаривание» разными пальцами различных слов и стихов. Сначала я предлагаю ребенку прохлопать ритмические рисунки на слова, состоящие из 2-х, 3-х, 4-х слогов, делая остановку на ударном слоге. Здесь же следует поговорить о сильной доли (акценте) и слабой.

Используя фортепианно - технические упражнения в занимательной форме для «осознания» каждого пальчика я предлагаю детям проговорить – простучать:

1 1 2 2 1 1 3 3 Фокус-покус-, трали-вали,

1 1 4 4 1 1 5 5 Едет мышь на самосвале

1 1 2 2 1 1 3 Так чего же эта мышь,

1 1 4 4 1 1 5 Сверху вниз на нас глядишь?

Всеми пальцами Кышь! Кышь! Кышь!

Игра « Волшебные мячики»- отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке фортепиано или столу, зажав мячики в кистях рук ( правильно выбрать мячик по размеру руки или же использовать клубочки из ниток). Это же упражнение можно использовать при постановке руки.

 

Знакомство с нотной грамотой

К изучению нотной грамоты можно подходить многими способами, главное не отпугнуть ребенка сложностью. Необходимо, чтобы он воспринял это как интересную игру, задачу. Я убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем «вызубривание» клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться «порядковым» методом. Дети не видят черных клавиш и при попытке найти любую белую клавишу , они, как правило, начинают длинный путь от ноты до. Чтобы этого не произошло, я использую различные игровые методы.

Начинаю изучение клавиатуры по группам нот, запоминание которых происходит благодаря картинкам. Такой метод дает возможность ребенку включить в работу все виды мышления: образное, логическое и действенное.

Там, где две черные клавиши, мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поем для большего запоминания песенку «Домик», учимся играть ее в разных октавах .

Домик, домик, До-Ми

Хорошо ты в нем живи

Домик, домик, До-Ми,

До-Ми, До-Ми.

Дальше мы строим заборчик, ведь у каждого дома должен быть забор. Строим его там, где находятся три черные клавиши. У забора четыре дощечки. У первых двух мы посадим фасоль и споем про нее песенку:

«Фасоль, фасоль, растет фасоль,

Это – Фа, а это – Соль.»

Дальше прошу посадить фасоль для мишки, птички . Ребенок переносит песенку в разные регистры.

-А кого мы разместим у двух других дощечек забора? Спрашивая, я сажаю на оставшиеся клавиши лягушонка и синичку. Если нет игрушек, можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно. Поем и играем песенку:

« Ля и Си, Ля и Си,

Улыбнись, меня спроси: «Где же Ля, а где же Си?»

- У кого в гостях наши лягушонок и синичка? Играем песенку в разных регистрах.

А теперь надо посмотреть, какая же клавиша у нас осталась свободной?

Ребенок быстро находит ее, эта клавиша живет в домике. Я предлагаю посадить на нее собачку, пусть сидит в домике и охраняет его. Назовем его Рекс, ведь эта клавиша – Ре.

Исполняется песенка на одной клавише - Ре.

Ре, Ре, Рекс в доме поживает,

Ре, Ре, Рекс домик охраняет.

Все эти схемы я рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребенок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам любую клавишу. Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими героями и образами и поэтому является весьма эффективным. В домашних заданиях ставится задача в основном закрепить еще раз пройденный материал, причем весь дидактический материал я даю ребенку домой, что, весьма его радует и стимулирует к домашнему повторению материала.

Для лучшего закрепления учеником нот, я использую музыкальные головоломки и ребусы.

Их также можно найти в методических изданиях и интернете.

Еще хочу остановиться на важном моменте: изучая клавиатуру, исполняя песенки мы с ребенком пытаемся « ставить» ручку, то есть сразу же формируем правильные пианистические движения.

Существует много мнений, подпускать ребенка к инструменту в стол раннем возрасте или нет. Когда ученик приходит в класс, он горит желание играть. Так зачем же ему в этом отказывать? Основное условие для ученика – это правильное нажатие. Он должен знать:

1. Чем нажать клавишу (подушечкой пальца)

2. Как нажать (почувствовать дно клавиши)

3. Как снять звук (кистью)

Без специальных упражнений получится вряд ли, и поэтому уже с первых занятий мы начинаем готовить руку ребенка к игре. Используем много упражнений и чтобы не было скучно, превращаем это в игру. Даем каждому упражнению название, придумываем стихи и музыкальное сопровождение. Здесь простор для выдумки и фантазии педагога.

Несколько примеров упражнений, направленные на освоение культуры игровых навыков:

Стоя:

  1. Поднять ненапряженные руки вверх, вдох, опустить с наклоном вниз, выдох.

  2. Смена уровня рук вверх, к плечу, опустить вниз.

  3. Маятник.

Сидя:

  1. Повороты головы.

  2. Открывать и захлопывать одновременно все пальцы.

  3. Упражнение «Иди ко мне». Рука вытянута, сустав не «ломающийся», темп как медленный так и быстрый.

  4. «Прощание» свободно и естественно.

  5. «Щепотка». Быстро и легко.

  6. «Соринка с колен» мгновенно и легко, кисть не участвует.

  7. Бросок освобожденной руки на колено ладонью, затем на пальцы.

Упражнения на мелкую моторику:

  1. «Шарики» 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

  2. То же, но прижимая, как бы прощупывая пальцы.

  3. «Веер на колене». Растяжение, ладонь лежит полностью на колене.

  4. Подбираем закругленные пальцы и по два раза «играем» каждым не отрывая других от поверхности. Исполняется на колене.

Упражнения на супинацию и пронацию.

  1. Пальцами рисуем в воздухе закругленные линии. Поочередно и не спеша.

  2. Супинация кисти.

  3. То же на клавише, встав на 3 палец.

Упражнение с карандашом. Ребенок должен чувствовать, как подушечка пальца должна стоять на клавише.

Так же палец стоит, исполняя туше в следующем упражнении:

  1. Дуговые переносы кисти, упр. «Радуга». Перелеты через октаву. Формирование гибкого, пластичного движения всей руки. Следить обязательно, чтобы кисть и пальцы были абсолютно свободными

Этот вид деятельности проводится многократно на всех занятиях и работа над ним ведется уже с первого урока.

Целью этих упражнений является доведение до степени, гарантирующей устойчивые результаты. Ребенок должен уметь анализировать состояние своего пианистического аппарата, выполняя упражнения на постановку руки.

 

Знакомство с положением нот на нотном стане

 

Для закрепления нот на нотном стане я использую магнитную доску и игру «Музыкальное лото»

Начинаю объяснять по группам нот. Считаю это более целесообразным методом.

Здесь также можно придумать множество игровых ситуаций:

1. Найти заданную ноту среди звукоряда.

2. Поставить на нотный стан заданную ноту.

3. Знайка и Незнайка, в роли Знайки – ребенок, а в роли Незнайки – преподаватель.

Построить из магнитов различные фигурки и назвать ноты, из которых они состоят.

Здесь также все зависит от фантазии педагога.

Музыкальное лото представляет из себя три игровых поля разного цвета с изображением клавиатуры и карточки, на которых нарисованы ноты. Представлены малая, первая и вторая октавы. Принцип игры: я показываю карточку, а ребенок называет ноту и помещает ее на соответствующую клавишу. За каждую правильно названную ноту ребенок получает звездочку.

Цель игры – правильно назвать ноту и заполнить все игровое поле данной октавы и собрать как можно больше звезд.

 

Игровые формы работы с начинающими

Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет – это тот возраст, когда стоит закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети в этом возрасте отличаются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают элементарные обобщения и вполне могут начинать свой путь в мир музыки. Важно не переступать порог свойственного детям игрового метода обучения, стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии, будоражить его воображение всеми доступными вам и его способами. Именно такую цель надо преследовать во время обучения, в подготовительный период, проводя его в виде игр-заданий.

Очень важно, в какой атмосфере развивается ребёнок, особенно в совсем юные годы своей жизни. Хорошая музыкальная среда способствует воспитанию духовных качеств ребёнка. Музыка - один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческим чувствам.

Задача преподавателя в этот период - зажечь в ребёнке интерес к музыке, создавать на уроках атмосферу творчества, непринужденности. Поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, преподаватель должен постоянно изучать ребёнка и, обучая, учиться сам. При этом чрезвычайно важно, чтобы учащийся по возможности не замечал, что он является объектом воспитания. Он должен просто-напросто посвятить себя интересной и близкой ему деятельности и уважать в преподавателе того, кто помогает ему в совершенствовании этой деятельности. Желательно, чтобы преподаватель стал как бы образцом, шаблоном для ученика.

Постепенно, с течением времени преподавателю нужно нацеливать ребенка на то, чтобы он сам активно участвовал в этом совершенствовании. Уроки должны приносить учащимся радость. Учащиеся, которые идут на занятия со страхом, никогда не смогут извлечь из них настоящей пользы. Поэтому преподаватель музыки должен быть не только хорошим специалистом. В работе с юными музыкантами необходимо учитывать особенности их возраста и характера. С того момента, как ребёнок впервые прикоснулся к инструменту, мы развиваем его способность концентрироваться. Большую роль в первый период обучения играет домашнее окружение, семья. Важно, чтобы взрослые, приведшие ребёнка в инструментальный класс, не заканчивали на этом свое участие. Весёлые и полезные игровые занятия с детьми пяти – шести лет – это целый мир интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально – ритмических и подвижных игр, попевок, песенок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных игр. Принципы постепенности и систематичности особенно важны при разучивании подобных игр. Ритмичные движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи, происходит тренировка зрительной памяти. При этом последовательность движений идёт от простого к сложному. Объём детского внимания невелик, в связи с этим я стараюсь использовать в работе с малышами принцип доступности, заключающийся в исполнении небольших по объёму песен-игр, с ясной формой, запоминающейся мелодией, которая удобна по диапазону и способствует развитию певческих навыков. Концентрации внимания ребёнка и его распределению помогает не только медленный показ движений пальцев и рук, который желательно сопровождать яркими иллюстрациями, но и выразительность подачи материала: разнообразные интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика, яркое, художественное исполнение песни, например, из сборника Е.А.Поддубной «Музыкальные пальчиковые игры».


Например:

*Упражнение из сборника Рокитянской Т.А. «Воспитание звуком». Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006г

Очень хорошо, когда на занятии используются упражнения разных видов, по минуте-две на каждый вид упражнений. Например, если вы начали урок с речевой игры, то следом за ней, как её продолжение, может идти ритмическая игра. Игра на движение может включать в себя образно-двигательную музыкальную грамоту, речевую и певческую работу. Не надо увлекаться чем-то одним, лучше чаще менять вид деятельности. Но на следующем уроке повторять всё сначала, можно в другой последовательности. На каждом занятии должно быть и что-то новое.

Например:

*Упражнение из сборника Рокитянской Т.А. «Воспитание звуком». Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006

Почему так важны все эти перечисленные игры для детей? Например, упражнения для движения пальцев, кистей рук, развивают мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, а попевки, песенки, помогают развивать и упражнять речь учащегося. Стихотворная форма пальчиковых игр и игровой гимнастики, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает учиться сочетать движение и слово.

Упражнения и игры в процессе обучения учащегося, помогают развивать его эмоциональную сферу, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявлений. Через игровое обучение учащиеся ощущают целую гамму чувств и переживаний, и могут передать различные эмоции и настроения. В таком раннем возрасте дети сначала слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные самостоятельные действия, затем пробуют проявить себя в том или ином виде импровизации. Двигаясь от простого к сложному, мы учим детей: видеть, слушать, слышать, думать, сравнивать, а главное пробовать!

Игровые формы работы помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывают способности детей, активизируют их творческие наклонности. С помощью игры каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, т.е. любая музыкальная деятельность, приобретает эмоционально- образное содержание.

Важно так выстроить игру, чтобы в её ходе ребёнок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. Ребёнок начинает чувствовать уверенность в своих силах, возможностях. Внимание его концентрируется не на нём самом, а на извлекаемых им звуках. Самое главное, чтобы с первого занятия ребёнок искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием.

Весьма действенные результаты дают такие методы обучения:

  1. Заведомо неправильное исполнение музыкального произведения педагогом;

  2. Прослушивание незнакомого произведения и подбор к нему названия;

  3. Музыкальные загадки, различные задания;

  4. Игра в ансамбле с педагогом или другим учеником.

Каждый урок должен приносить ребёнку радость общения с педагогом, инструментом, музыкой, которую он услышит или исполнит сам.

 

 

Заключение

Игровые технологии с успехом можно использовать не только на начальном этапе обучения, но и с более взрослыми детьми.

Улыбки и даже смех, которые нередко возникают в этом случае, вскоре исчезнут, а музыкальная память надолго зафиксирует точное слышание и понимание преподносимого педагогом материала.

Использование данных игр в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста приведет:

  • К значительному оживлению и увлеченности учеников, повышению их интереса к занятиям и пониманию их значимости в развитии человека.

  • Пробуждению их внутренней активности и творческого начала.

  • К умению заниматься самоанализом, повышать свой внутренний мир, свое Я.

«Дети должны жить в мире красоты, сказки, игры и фантазии. Оттого, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В. С. Сухомлинский

Опубликовано: 19.02.2022