Особенности общения педагога и учащегося в классе фортепиано

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Шидловская Светлана Анатольевна

Организация: Детская школа искусств имени Е.А. Мравинского

Населенный пункт: г. Санкт- Петербург

Аннотация

В статье анализируются процесс передача знаний и навыков общения с учащимися фортепиано. Рассмотрены возможности личностного роста ученика, пути решения отдельных методических задач  в плане гармонического развития  учащегося в рамках преподавания фортепиано.

 

Ключевые слова

Передача  знаний от старшего поколения  новому поколению. Обучение самостоятельности в процессе работы учащегося. Повышение заинтересованности  и мотивации в освоении знаний и навыков  игры на фортепиано.  Развития самостоятельности ученика.

Передача  знаний от старших  поколений  младшим осуществляется в процессе  целенаправленного обучения и воспитания.  В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основных элемента социального опыта -  знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально – ценностного отношения к миру. Этот опыт усваивается через книги,  интернет, учебные планы и программы. Все эти виды общения могут быть совершенными, но они не  заменят живого общения с учителем, который  является важнейшим звеном в передаче социального опыта. Наивысшая эффективность процесса обучения достигается только при наличии тесного психологического контакта учителя и  ученика.

Как правило, в процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях – и всего себя. Поэтому, чем значительнее масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он может оказать на рост личности учителя, тем больше положительного влияния он может оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта и поведения. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к своему предмету, который он преподает. Любящий учитель, как правило, передает учащемуся содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.

Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым предметом. Для своего ученика он может стать либо магическим кристаллом, глядя через который можно увидеть волшебный, необыкновенно красивый мир, либо мутным стеклом, глядя через который мир может показаться таким, что ради него не стоит покидать своего жилища.

Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и тоже знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.

Процесс обучения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три вида – авторитарный стиль, диалогический и конформистский.  При авторитарном стиле общения учителя с учеником содержание сознания учителя как бы вытесняет содержание сознания ученика, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, и пожелания и просьбы со стороны ученика не принимаются во внимание.

При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений, и каждый ученик стимулирует своими высказываниями рассуждения своего партнера. При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведет к изменению их собственных понятий, позиций и взглядов. Положительного воздействия на личность в данном случае не происходит.

Развитию личности ученика способствует демократический стиль общения, когда учитель признает право ученика на собственную точку зрения и не пытается ее подавить своим авторитетом.

Для того чтобы учитель смог воспитать гармоничного  в своих отношениях с миром другого человека, он по возможности должен сам находиться в гармоничных отношениях с этим миром. Как бы ни велико значение хороших межличностных взаимоотношений учителя и ученика, но вероятно, еще большее значение имеет наличие  внутренней мотивации процесса познания изучаемого произведения. Для повышения мотивации рекомендуется всемерно активизировать внимание учащихся в процессе его прохождения, подчеркивая при этом его значимость в последующей жизни. Учитель может повысить  мотивацию своего ученика также в том случае, если он объяснит ему, что причины его неудач кроются не в недостатке способностей, а в недостаточности приложенных усилий. Собственные усилия, прикладываемые для достижения успеха, находятся под волевым контролем самого ученика в отличие от его способностей и трудности задачи, задаваемой учителем. Поэтому приписывание своего успеха собственным усилиям формирует чувство уверенности в себе и высокую самооценку.

Очень часто увлеченность предметом вырастает из наблюдения детей за поведением своего учителя и его отношения к преподаваемому предмету. Увлеченность ученика является зеркальным отражением увлеченности учителя, его энтузиазма, его интереса к предмету. Если такого интереса нет, то воспитать у учащихся внутреннюю мотивацию оказывается практически невозможно.

Как бы ни были сложны те или иные педагогические и психологические теории обучения, многие хорошие учителя в своей работе интуитивно находят те приемы  и методы, которые с этими передовыми теориями хорошо согласуются. Заражение своего ученика энтузиазмом к музыке, предоставление ему в нужный момент самостоятельности и свободы выбора, поощрение трудолюбия и упорства в совершенствовании мастерства, а не ставка на природный талант – все это мы находим в практике преподавания лучших учителей музыки. Вслед за Ф.Листом многие из них полагают, что для того, чтобы воспитать музыканта, надо, прежде всего, воспитать человека.  Профессор Московской консерватории С.Фейнберг говорил, что качество пианиста определяется следующим сочетанием: первое – человек, второе – художник, третье – музыкант, четвертое – пианист.  «Но, к сожалению, - как отмечал Г.Нейгауз, - в реальной жизни эта теза часто оборачивается с обратной стороны: пианист – музыкант – художник – человек». Воспитание самостоятельности ученика как главной цели педагогического процесса нашло свое отражение в крылатом выражении Г.Нейгауза о том, что учитель должен учить так, чтобы как можно скорее стать ненужным своему ученику.

Развивая самостоятельность своих учеников, выдающиеся педагоги никогда не пытались подвести их под свой ранжир. Так, Л.Оборин говорил своему ученику: «Я здесь играю иначе, - но если у Вас получается убедительно, можете играть по-своему».

Подобный подход больших мастеров к своим ученикам способствовал тому, что молодых музыкантов учили прислушиваться к своему внутреннему голосу, доверять самому себе. Доверительная форма межличностных отношений между педагогом и учеником раскрывает «величие ученика» и обостряет ответственность самого педагога перед ним.

На другом полюсе развития самостоятельности ученика находится известный всем способ «натаскивание», при котором ученик во всем вынужден подчиняться своему педагогу. Цель этого метода, по мнению известного педагога Либермана  – сокрытие недостатков ученика. Достижения этой методики временны, так как в ней присутствуют элементы обмана и самообмана. Однако все эти методы могут работать при одном важнейшем условии – если учитель пытается развить не только музыкально-исполнетельские способности своего ученика, но и его личность в целом.

По глубокому убеждению Г.Нейгауза – «достигнуть успеха в работе над художественным образом», можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а следовательно, и пианистически, иначе воплощения не будет!»

Для того чтобы осуществлять личностный рост ученика, педагогу необходимо «развивать его фантазию удачными метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, особенно душевной, другими искусствами, особенно поэзии, живописи и архитектурой, а главное-

Дать ему почувствовать этическое достоинство художника, его обязанности, его ответственность и права.

Развитие талантливости ученика, по мысли Г.Нейгауза, означает не только научить его хорошо играть, но и сделать его «более справедливым. Более стойким».

Надо ли говорить, что подобное отношение требует огромной безусловной любви учителя к своему ученику, любви бескорыстной. Поэтому для учителя главным объектом в работе является не столько музыкальное произведение, сколько личность учащегося и проблемы развития.

Учитель музыки, исповедующий в своей работе принципы сотрудничества, строит свои отношения с учениками на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения. Поскольку в процессе диалога происходит интенсивный обмен эмоциональными состояниями, то педагогу необходимо заботиться о том, чтобы эти состояния были позитивными. Наилучшие условия создаются при взаимном положительном восприятии учителем своего ученика и учеником своего учителя. Поэтому педагог должен быть самокритичен к себе и по возможности избавляться от своих негативных комплексов.

 

Выводы.

Музыка, как и многие другие виды искусства, имеющие в своей основе владение тонкими технологиями, передается от одного поколения к другому при помощи учителя. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от последнего требуется наличие определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями большое значение имеют коммуникативные способности. Как и многие другие, эти способности можно развивать  и совершенствовать, если музыкант решил специализироваться в педагогической деятельности. Демократические приемы и способы руководства наиболее приемлемы, поскольку создают благоприятный климат для развития учащегося.

Прежде чем приступать к работе по формированию личности своего ученика, учитель должен постоянно пополнять свой багаж знаний, чтобы ему всегда было что сказать и передать своему ученику.

Бескорыстная любовь и забота о нравственных качествах своих воспитанников дополняет этот психологический портрет учителя музыки.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры: записки педагога». 5-е издание. Москва, «Музыка», 1988год, 178 стр.
  2. Баренбойм Л. А. «Путь к музицированию». Ленинград - Москва «Музыка»,1973год, 270 стр.
  3. Тимакин  Е.М.  «Воспитание пианиста».  Москва,  «Советский композитор», 1989 год, 143 стр.
  4. Коган Г.М. «О работе музыканта - педагога», Москва,   «Советский композитор». 1985год, 100 - 103стр.
  5. Фейгин М.О.  «Индивидуальность ученика и искусство педагога». Москва, «Музыка», 1968год, 79стр.
  6. Николаев А.А. «Очерки по методике обучения игре на фортепиано».  Москва, «Музгиз».1955год, 219стр.
Опубликовано: 31.03.2022